Злоупотребление служебными полномочиями и превышение служебных полномочий

Содержание

Превышение должностных полномочий: состав преступления, статья, наказание

Злоупотребление служебными полномочиями и превышение служебных полномочий

Любая власть, даже самая незначительная, была и остается основной причиной всевозможных раздоров и нарушений.

Довольно часто встречается превышение полномочий, предусмотренных должностью человека в какой-либо компании или на государственной службе. Данное нарушение является уголовным деянием и наказывается вплоть до лишения свободы с невозможностью занимать в дальнейшем определенные должности в течение нескольких лет.

Виды

Уголовный кодекс России имеет несколько статей, связанных непосредственно с постом, который занимает гражданин:

  • злоупотребление полномочиями;
  • злоупотребление должностными полномочиями частными нотариусами и аудиторами;
  • злоупотребление должностными полномочиями;
  • превышение должностных полномочий;
  • присвоение полномочий должностного лица.

Для обывателей, которые столкнулись с этими явлениями или только слышали о них, разницы не существует. Тем не менее, она есть, хотя на первый взгляд и не так заметна.

Простое злоупотребление

У любой организации или структуры имеется начальник, председатель совета директоров или другое руководящее лицо. При квалификации такого преступления в сфере экономики, как злоупотребление полномочиями, учитывается тот факт, что объект, на котором виновный работает, не является государственным.

Предусмотрено, что человек, занимающий руководящую должность и обвиняемый по статье 201, совершает какие-либо действия из корыстных целей, причиняя при этом ущерб не только отдельным гражданам, но и организациями, а также наносит вред своими действиями общественным интересам или государству. Даже если здесь имеет место превышение полномочий, ст. УК РФ 286 не применяется.

Для виновных в таком преступлении Уголовным колесом предусмотрен штраф, максимальная сумма которого составляет 200 тысяч рублей (как нижняя граница наказания), или лишение свободы до 4 лет (как максимальная мера).

В судебной практике, несмотря на различие в номерах статей и должностях виновных лиц, часто бывает сложно определить, какое именно преступление совершено. Негосударственных лиц это мало касается, но в случае с такими деяниями, как превышение должностных полномочий или злоупотребление ими, в квалификации могут возникать трудности.

Преступный умысел со стороны нотариусов и аудиторов

Для данной категории лиц законодатель предусмотрел отдельное положение в уголовном кодексе — статью 202-ю.

Принято считать, что нотариусу и аудитору можно безоговорочно доверять, поэтому злонамеренные действия данных лиц подлежат уголовному наказанию.

За то, что гражданин осуществляет важные процессы проверки обстоятельств или удостоверения документов и при этом не выполняет свою непосредственную миссию, существует наказание от штрафа максимум в 300 тысяч рублей и до лишения свободы максимум на 3 года с запретом занимать данную должность или схожую на срок до трех лет.

В любой из категорий преступлений, будь то злоупотребление или превышение должностных полномочий, УК РФ обращает внимание, что виновный нарушает права физических или юридических лиц или же причиняет вред государству.

В том случае, если нотариус или аудитор выполняют действия, которые идут в разрез с основными задачами деятельности в отношении лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, или заведомо недееспособных, санкции статьи немного строже — до 500 тысяч рублей штраф или до 5 лет колонии. Заниматься подобной деятельностью таким лицам будет запрещено в течение 3 лет.

Должностное злоупотребление

Полномочиями, которыми лицо наделило государство, также злоупотребляют, и довольно часто. К подобным должностям относят такие, которые устанавливаются Конституцией России, а также служебные посты в ведомственных организациях или Вооруженных силах РФ.

Как правило, лица, занимающие пост государственного служащего, вне зависимости от чина, решают судьбы людей в той или иной степени.

Злоупотребление должностными полномочиями (превышение должностных полномочий в том числе) в сфере управления или безопасности при нарушении гражданских, общественных прав и интересов влечет за собой структурные изменения, затрагивающие не только какой-то один объект.

Государственные служащие несут ответственность за климат в обществе в целом больше, чем руководители коммерческих структур, которые отвечают только перед своим предприятием и налоговой инспекцией.

Виновному по статье 285 УК РФ могут присудить штраф размером до 300 тысяч рублей или отбывание наказания в колонии до 7 лет. При этом осужденный лишается права занимать определенную должность в течение 3 лет.

Более суровые санкции предусмотрены в том случае, если действия должностного лица повлекли тяжкие последствия. Законодатель установил срок нахождения под стражей для таких злоумышленников до 10 лет. Как правило, бывший чиновник не может возвращаться к прежней работе в течение 3 лет.

Превышение полномочий

Статья 286 УК РФ прямо говорит о том, что если работник государственного учреждения осуществляет деятельность, выходящую за границы его собственных полномочий, это считается преступлением.

Как и в других подобных случаях, уголовно наказуемым такое деяние становится тогда, когда в процессе деятельности виновного имеются потерпевшие граждане или организации, интересам и правам которых нанесен вред. Также должностные лица подлежат уголовному преследованию и в случае, если произошло превышение полномочий, и этим виновный причинил ущерб интересам общества или государства в целом.

  Совращение малолетних

Так как люди, занимающие определенный пост, в данном случае являются государственными служащими, они могут причинить значительный вред кому-либо своими незаконными действиями. В этом случае принято говорить о тяжких последствиях, поэтому при наступлении подобных событий виновному лицу назначают наказание в виде реального срока в колонии сроком до 10 лет.

Присвоение полномочий

288 статья в Уголовном кодексе предусмотрена и для лиц, которые не являются должностными, однако уверенно берут на себя чужие полномочия. Обычно присвоение статуса ограничивается одним или несколькими действиями, которые не несут в себе определенную долю опасности в отношении прав и интересов граждан или общества в отличие от состава по диспозиции статьи 286 УК — превышение полномочий.

События, наступившие в результате присвоения полномочий, относительно быстро становятся известными, и любые сделки или разрешения аннулируются.

В связи с небольшой опасностью преступления на виновного может быть наложена штрафная сумма до 40 тысяч рублей или арест на срок до 3 месяцев как верхняя граница наказания по данной статье.

Различия

В случае со злоупотреблением полномочиями необходимо уточнить, что лицо, имеющее какое-либо право (например, право подписи документов), использует его не в интересах государства или организации, а в своих личных корыстных целях. При этом могут нарушаться права других людей. Например, чиновник отказал нуждающемуся в выделении жилплощади, мотивируя это тем, что свободных квартир в базе нет.

При этом некоторое время назад человек, занимающий данный пост, уже оформил несколько жилых объектов либо на своих родственников, либо продал бесплатную муниципальную площадь. Здесь налицо использование должностных полномочий в своих целях. Чиновник чужие обязательства и права не присвоил, за рамки своих не вышел.

Превышение полномочий УК РФ определяет тем, что лицо, уже будучи должностным, выходит за пределы своей компетенции. Здесь можно говорить о следующих действиях служащих:

  • единоличное выполнение тех обязанностей, которые могут быть исполнены только коллегиально;
  • осуществление полномочий, которые принадлежат вышестоящему лицу или равному по статусу;
  • применение своих собственных полномочий в тех случаях, когда в этом не было необходимости.

Для квалификации преступления по одной из указанных ранее статей цели или мотивы виновного не имеют значения, только сам факт нарушения.

Присвоение полномочий, в отличие от превышения, заключается в том, что лицо, не являясь должностным, реализует некоторые элементы деятельности государственного служащего.

Совокупность

Чаще всего указанные деяния в сфере экономики приводят к нарушениям закона не только по перечисленным статьям, но и по другим. Если лицо обвиняется в преступлении по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) или по 285-й (злоупотребление), заставляя других людей совершать неправомерные действия, наказание происходит по совокупности.

Например, начальник гарнизона заставлял солдат воровать боеприпасы со склада, в чем и сам лично участвовал. За это офицер обещал служащим относительно спокойную обстановку во время нахождения в расположении части и содействие в предоставлении увольнительных.

При расследовании данного дела виновный начальник был осужден по таким статьям: пункт 1 ст. 285 и пункт 3 ст. 158 УК РФ.

Пример злоупотребления полномочиями

Сотрудники ГИБДД и владелец машины составили протокол о якобы произошедшем ДТП. Это было сделано для того, чтобы получить от страховой компании возмещение вреда. Здесь можно говорить о злоупотреблении полномочиями и уголовном преступлении о предоставлении заведомо ложных документов.

Превышение должностных полномочий: пример

Выход лица за рамки своей компетенции наблюдается и в деле о военном медике, который давал ложные заключения о неудовлетворительном состоянии некоторых солдат, впоследствии уволенных по состоянию здоровья из Вооруженных сил России. Данные действия врач производил за определенную плату.

Суд признал, что было превышение полномочий, то есть служащий не имел права, находясь на данной должности, давать подобные справки.

Несмотря на то что гражданский медик не признается кодексом как должностное лицо, в приведенном примере врач выполнял определенную деятельность. В соответствии с примечанием №1 к статье 285, служащие, выполняющие распорядительные или административные функции, в том числе в Вооруженных силах, считаются должностными лицами.

Пример присвоения полномочий

В том случае, если лицо заявляет (как правило, в устной форме), что имеет какое-либо определенное право на совершение действий, это присвоение полномочий, принадлежащих человеку определенной должности.

При этом виновный может использовать как фирменную одежду, так и поддельное удостоверение (статья 327 УК).

Источник: https:///new-prevyshenie-polnomochij-statya-uk-rf.html

Превышение должностных полномочий с разъяснениями

Часто граждане сталкиваются с тем, что должностное лицо действует вразрез с положениями инструкции и со своими законными полномочиями.

В большинстве случаев такие действия или решения квалифицируются в соответствии с диспозициями УК РФ — т.е. за это предусматривается уголовное наказание. Реже предусматривается административная статья.

Превышение должностных полномочий – состав преступления

В этом случае в виде объективной стороны всегда выступают права гражданина, гарантированные ему действующим профильным законом. Субъект — всегда должностное лицо (т.е. то, которое обладает специальными полномочиями).

  Мошенничество при покупке квартиры

Что касается субъективной стороны, то она всегда выражается в совершении действий, выходящих за пределы должностной инструкции субъекта. При этом, косвенная вина в данном случае всегда исключается т.к. необходимо доказать факт именно осознанных действий.

Объектом же может значится любое лицо, права какого нарушаются виновными действиями субъекта.

В статье 286 УК РФ указываются все обстоятельства, которые должны присутствовать при превышении субъектом рабочих полномочий.

Только здесь надо учитывать, что санкции за такое преступление будут более жесткими, если субъект занимает государственную должность. Это отмечено во второй части статьи УК РФ.

Важным критерием здесь также выступает и последующее лишение заниматься конкретной деятельностью (занимать пост). И это наказание идет в дополнение к штрафу и лишению свободы. Т.е. основными особенностями данной диспозиции значатся следующие элементы:

  • субъект должен занимать должность предусматривающую определенные полномочия (должна иметься инструкция);
  • действия должны вызывать существенное нарушение прав потерпевшего (таковыми могут значится граждане, государство или какая-либо организация);
  • умысел может иметь корыстный характер, или отсутствие такового.

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Случай с сотрудником полиции наиболее распространенный т.к. именно эти должностные лица наиболее часто контактируют с населением. Отметим, что УК РФ не разграничивает ситуации относительно должности преступника. Т.е. в каждом случае действуют одни и те же нормы и правила.

В большинстве случаев это самое превышение должностных полномочий при участии сотрудника полиции значится как ошибочное обвинение гражданина (обычно при задержании). Для того, чтобы установить этот факт, необходимо знать, какими именно полномочиями обладает каждый сотрудник полиции.

Источник: https://xn----7sbgb2ddh.xn--p1ai/prevyshenie-dolzhnostnyx-polnomochij.html

Характеристики злоупотребления должностными полномочиями

Злоупотребление служебными полномочиями и превышение служебных полномочий

Чтобы установить факт злоупотребления служебным положением, необходимо определить наличие мотива и умысла в действиях должностного лица. Подобное деяние отличает специфический состав преступления, для определения которого необходимо установить все обстоятельства произошедшего.

Если госслужащий наделенный властью использует её в своих корыстных целях, подобное деяние будет определено как злоупотребление служебным положением. Преступление имеет несколько форм, в зависимости от должности правонарушителя.

Действующая статья УК № 285 включает в себя три части и предусматривает возможность наказания в виде реального заключения под стражу на срок до 10 лет.

Для доказательства факта злоупотребления должностными полномочиями необходимо наличие определенных условий, в случае их отсутствия подобное деяние будет квалифицировано как дисциплинарное правонарушение, что влечет за собой существенно более мягкое наказание. 

Понятие и определение

Для установления понятия злоупотребления служебным положением необходимо определить полномочия должностного лица согласно должностной инструкции. Человек, находящийся на должностном посту получает определенный набор прав, полномочий и обязанностей.

Злоупотребление установленными должностными обязанностями, это действие или бездействие лица при исполнении служебных полномочий. В результате осуществленного незаконного деяния будут нарушены права граждан и компаний РФ.

Последствия злоупотребления служебными полномочиями могут иметь различные последствия, в том числе тяжкие. Существует одна разница между злоупотреблением и превышением данных должностному лицу полномочиями.

из них состоит в том, что в случае превышения выражаться оно может исключительно действием.

Составляющие характеристики преступления

Для рассмотрения преступления, в процессе которого произошло использование служебного положения в личных целях, необходимо четкое определение элементов незаконного деяния.  Это требуется для правильной квалификации и определения меры наказания, соответствующего степени тяжести поступка.  Данный вид преступлений включает в себя одновременно два объекта:

  1. Основной. Интересы службы
  2. Дополнительный. Законные права граждан и организаций

Объективная сторона использования служебного положения в корыстных целях включает в себя следующее положения:

  • Действие, в результате которого госслужащий использует свое служебное положение и данные ему полномочия, вразрез интересов службы.
  • Последствия преступного деяния выражаются в ущемлении законных прав граждан и организаций.
  • Между перечисленными пунктами должна быть выявлена причинно-следственная связь.

Каждый человек, находящийся на государственной службе, официально наделен определенными полномочиями, которые закреплены в действующих нормативно-правовых и законодательных актах и внутренних документах:

  • Должностные инструкции.
  • Трудовой договор.
  • Другие документы.

Незаконное пользование служебным положением может быть зафиксировано только по тем полномочиям, которые официально закреплены за чиновником. Использование в личных целях данных полномочий могут выражаться в виде действия или бездействия. Для первого случая характерно следующее:

  • Осуществление поступков в соответствии установленных должностных полномочий.
  • Осуществляются требуемые законом действия, но происходят они в несоответствующем порядке.
  • Поступки, которые противоречат интересам службы.

Для бездействия характерно прямое игнорирование установленных должностных обязанностей. Состав данного вида преступного деяния относится к категории материальных, что предусматривает неизбежное наступление негативных для пострадавшей стороны последствий.

Момент совершения преступления – это время фактического нарушения законных прав граждан. Данная характеристика носит оценочный характер. Он определяется исходя из установленных обстоятельств преступного деяния. При рассмотрении дела обязательными критериями, которые принимаются во внимание следственными органами, являются:

  1. Количество граждан, которые стали жертвами преступного деяния.
  2. Вид причиненного вреда.
  3. Размер нанесенного ущерба.
  4. Какие права нарушены (Конституционные или другие).

Если не будут установлены перечисленные последствия преступления, состав противоправного деяния установить не получиться.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Каждое должностное лицо может воспользоваться своим положением исключительно по прямому умыслу. Данный факт говорит о том, что злоумышленник осознает, что его действия незаконны и последствия деяния принесут для других граждан неблагоприятные последствия. Безразличие к данному факту со стороны чиновника, также является преступлением и относится к злоупотреблению служебным положением.

Незаконное использование своих должностных полномочий происходит при обязательном наличии мотива. Самым часто встречающимся мотивом являются корысть. Преступником, который использует должностные полномочия в корыстных целях, может быть лицо отвечающее следующим требованиям:

  • Достижение возраста, при котором возможно привлечение к уголовной ответственности.
  • Работа в государственной структуре, которая наделяет сотрудника определенными должностными полномочиями.

Самым близким по характеристикам преступлением является превышение должностных полномочий. Оно имеет схожий со злоупотреблением состав, но при этом имеет целый ряд отличительных особенностей.

Категории злоупотребления

285 статья УК «Использование служебного положения в личных целях» разделена на три части, каждая из которых характеризует одну из категорий данного преступления.

1 часть. Злоупотребление служебным положением, без каких либо квалифицирующих признаков.

2 часть.  Для данной части статьи 285 характерны квалифицирующие признаки, которые определяются исходя из занимаемой злоумышленником должности. Среди госслужащих, которые попадают под эту часть статьи 285,  указаны чиновники, работающие в органах государственной или муниципальной власти.

3 часть.  Данная часть предусматривает ответственность в случае, если совершенное противоправное действие принесло последствия тяжкого характера.

  Для квалификации преступления по данной части необходимо доказать наличие умысла, совершения преступления данного категории тяжести.

Если следствием не будут найдены доказательства совершения преступления по указанному выше умыслу, подобное деяние будет относиться к преступлению по неосторожности.

Возможная ответственность

УК РФ использование служебного положения относит к категории социальных. Мера наказания будет определяться исходя из того, под какую часть статьи 285 попадает совершенное преступление. Для простого преступления, которое соответствует первой части статьи 285, возможны следующие меры наказания:

  • Денежные взыскания со злоумышленника в объеме не более 80 000 рублей. В качестве альтернативы штрафным санкциям с обвиняемого может быть удержана сумма, равная его доходу, полученному в течение шести месяцев, предшествующих преступлению.
  • Увольнение с работы и наложение запрета на возможность занимать установленные судом должности на протяжении пяти лет.
  • Привлечение к принудительным работам, срок которых может составлять 4 года.
  • Арест чиновника на срок до шести месяцев.
  • в исправительном учреждении на протяжении не более четырех лет.

Вторая часть предусматривает более суровые наказания, при выявлении использования служебного положения в целях личного обогащения:

  • Максимальный размер денежного взыскания возрастает до суммы 300 000 рублей или взыскивается общая сумма дохода, полученная преступником в течение двух лет.
  • Пять лет трудовой деятельности принудительного характера. В качестве дополнительных санкций накладывается запрет на осуществление определенных видов деятельности в течение следующих пяти лет.
  • Период, на который злоумышленника могут лишать свободы достигает семи лет, с дополнительным наказанием, указанным выше на срок 3 года.

Третья часть статьи 285 предусматривает самое суровое наказание. 10 лет заключения в колонии и наложение запрета занимать установленные судом должности на протяжении трех лет.

Действия при обвинении в злоупотреблении должностными полномочиями

Если при определении обстоятельств преступления категории злоупотребления властью или служебными полномочиями было установлено, что в действиях должностного лица отсутствуют корыстный мотив и личная заинтересованность, то подобный поступок может быть квалифицирован, как дисциплинарная провинность.

Действующее законодательство РФ весьма многогранно, поэтому любая неточность формулировки и не существенное превышение должностных полномочий может перейти к их злоупотреблению.

Для точного определения формы нарушения и возможной меры наказания необходима помощь юриста, специализирующегося на подобных вопросах.

Подобное решение позволит получить минимальное наказание или полностью избежать его.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/xarakteristiki-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Ситуация 2. Злоупотребление служебным положением и полномочиями

Злоупотребление служебными полномочиями и превышение служебных полномочий

Законодательство

Установленные положенияОснование
Злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями является коррупцией.Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции»
Случай возникновения конфликта интересов – ситуация, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организацийЧасть 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря2008 г.»О противодействии коррупции».
В данной ситуации гражданский служащий нарушает:- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом,- требования к служебному поведению,- осуществление деятельности в рамках компетенцииПункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»Статья 18 Федерального закона от 27 июля2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»Кодекс этики и служебного поведения
Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, попадает под уголовную ответственностьСтатья 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями)Должностное лицо наказывается:- штрафом,- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,- принудительными работами,- арестом,- лишением свободы.
Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, также попадает под уголовную ответственностьСтатья 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий)Должностное лицо наказывается:- штрафом,- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,- принудительными работами,- арестом,- лишением свободы.
Ответственность гражданского служащего за нарушение запретов и несоблюдение ограничений:Статья 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
1. Налагаются взыскания:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службыПункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
3. Гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащемуПункт 1.1 части 1 статьи 37 и части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащийЧасть 2 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля2004 г.

Примеры случаев злоупотребления гражданского служащего служебным положением:

– принуждение граждан, юридических лиц к совершению каких-либо действий (сделок) в личных целях,

– использование служебной информации в личных целях,

– действия в интересах политических партий, общественных объединений и иных организаций,

– использование материально-технических средств и государственного имущества в личных целях или передача их другим лицам и другие.

При поступлении в государственный орган информации (обращения) о злоупотреблении гражданского служащего служебным положением проводятся следующие мероприятия:

Порядок действий
ПоследовательностьМероприятияОснование
1.Должностные лица кадровой службы, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, готовят письменную информацию по вопросу, изложенному в обращении (информации)Пункт 3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
2.Представитель нанимателя на основании достаточной информации, представленной в письменном виде должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, принимает решение о проведении проверки в отношении государственного гражданского служащегоПункт 5 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
3.Решение о проведении проверки оформляется в письменном виде.Пункт 7 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
4.Проверка проводится кадровой службой государственного органа самостоятельно.Пункты 6 и 9.1 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
5.Проверка проводится в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении.По решению представителя нанимателя срок может быть продлен до 90 дней.Пункт 8 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
6.По результатам проверки представителю нанимателя представляется доклад с предложениями:- об отсутствии оснований для применения к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы,- о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы,- о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов или президиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции.Пункт 18 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.Представитель нанимателя, рассмотрев доклад, принимает одно из предложенных решений:Пункт 21 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.1.Применить к гражданскому служащему меры ответственности, предусмотренные федеральными законами и законами города Москвы:Пункт 21.3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.1.1.Наложить взыскание:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.1.2.Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.Пункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.1.3.Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы в связи с утратой доверия.Пункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.2.Представить материалы проверки в соответствующуюкомиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия) илипрезидиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции (далее – президиум Совета).Пункт 21.4 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.2.1.Подготовка к заседанию проводится в соответствии:- с указом Мэра Москвы от 27 сентября 2010 г. № 68-УМ – для Комиссии,– с указом Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ – для президиума СоветаУказ Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМУказ Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ
По итогам рассмотрения вопросов:
7.2.2.Комиссия принимает соответствующее решение:- установить, что гражданский служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов,- установить, что гражданский служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности:1. Взыскание:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.2. Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы.3.Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы в связи с утратой доверия. Комиссия может принять иное решение, основания и мотивы которого должны быть отражены в протоколе заседания Комиссии.Принятое решение является рекомендательным.Копия протокола заседания Комиссии в трехдневный срок со дня проведения заседания направляется представителю нанимателя, который обязан рассмотреть данный протокол и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к гражданскому служащему мер ответственности.Пункты 23, 24, 26, 31 и 32 приложения к указу Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМ.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗПункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗПункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.2.3.Президиум Совета принимает соответствующее решение:- установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению,- установить, что в рассматриваемом случае имеются признаки нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению. В этом случае президиумом Совета готовится доклад Мэру Москвы и при необходимости уведомляется руководитель государственного органа города Москвы, в котором проходит службу лицо, замещающее должность гражданской службы.Президиум Совета вправе принять иное решение. Основания принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания президиума Совета.Выписка из решения президиума Совета направляется лицу, замещающему государственную должность или должность гражданской службы, в течение трех дней после проведения соответствующего заседания президиума Совета.Пункты 14, 17 и 23 приложения к указу Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ
8.При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются кадровой службой по поручению представителя нанимателя в государственные органы в соответствии с их компетенцией.Пункт 20 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.

Источник: https://uvao.mos.ru/combating-corruption/methodical-materials/situation-2-abuse-of-official-position-and-authority/

Прокуратура г.Магас разъясняет об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление служебными полномочиями и превышение служебных полномочий

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями предусмотрена статьей 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение действий (либо бездействие), которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. Кроме того, как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, т.е. незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (п.п. 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”).

Полномочия должностного лица определяются его компетенцией, т.е. кругом прав и обязанностей, закрепленных в соответствующих законодательных, иных нормативных правовых актах, ведомственных, локальных документах и т.д.

При привлечении лица к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, нормативные акты, их регламентирующие, мотив, цель и фактические обстоятельства совершенного деяния, наличие причинной связи между нарушением (неисполнением) должностным лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями. Указание на конкретный акт, наделяющий лицо соответствующими полномочиями, а также на конкретные права и обязанности, которыми лицо незаконно воспользовалось, является обязательным.

Следует также отметить, что в случае если для достижения преступного результата лицо использует не закрепленные за ним должностные полномочия, а какие-либо связи по службе, авторитет занимаемой им должности и т.д., то состав данного преступления отсутствует.

Помимо совершения деяния в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, обязательным элементом преступления является последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием. В отсутствие данного последствия имеет место должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность.

Обязательным признаком субъективной стороны является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность выражается в стремлении должностного лица получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или в пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Иная личная заинтересованность выражается в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера.

Такое стремление может быть обусловлено различными побуждениями: карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, скрыть свою некомпетентность, избежать дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения, ошибки в работе, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, месть, зависть и т.п.

Должностными лицами в статье 285 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях 285 УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях главы 30 УК РФ и других статьях Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

Источник: https://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-873296/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.