Злоупотребление служебным положением статья ук рф

Содержание

Статьи 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением

Злоупотребление служебным положением статья ук рф

Каждый знает, что использование своего служебного положения в личных целях запрещено законом. Поэтому при совершении таких противозаконных действий, человек может получить соответствующее наказание.

В некоторых отягощенных случаях, при нанесении вреда гражданину или организации в результате своих действий, возможна даже уголовная ответственность.

О наказании по статьям 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями, можно почитать немного ниже.

Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.

В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.

Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.

Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.

Объективная сторона нарушения

Объектом злоупотребления должностными полномочиями чаще всего является нормальная деятельность определенного человека в лице государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления и так далее.

Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем.

Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:

  1. Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
  2. Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
  3. Причинную связь между последствием и деянием.

Отличия между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями

Согласно установленному уголовному законодательству злоупотребление и превышение должностных полномочий квалифицируются как преступления непосредственно должностных лиц.

Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти.

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.

По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества.

В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается, например, в совершении действий, которые:

  • могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
  • относятся к возможностям другого должностного лица;
  • никто не имеет право совершать;
  • совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.

Уголовная ответственность

Злоупотребление служебным положением УК РФ превращается из простого нарушения установленных законодателем норм в серьезное преступление, которое предусматривает наказание по Уголовному кодексу, при следующих обстоятельствах:

  1. Если виновное лицо имело соответствующие полномочия, то есть могло отдавать распоряжения, предусматривающие обязательное исполнение.
  2. Когда нарушение было напрямую связано с личными интересами лица. Это означает, что человек воспользовался своим служебным положением для улучшения положения знакомых лиц либо для личного обогащения.
  3. Если полномочия были использованы не в интересах того, ради чего лицо ими наделялось. По соответствующим нормативным актам и законам всегда можно определить интересы, ради которых лицо получило полномочия, поэтому при их использовании также можно определить, насколько правильно они были применены.

Соблазн улучшить свои жизненные условия с помощью наделенной властью есть практически у каждого, пока существует государственный аппарат.

Однако мириться с этим совершенно невозможно, поэтому для борьбы с такой неблагоприятной практикой есть соответствующая статья в уголовном законе. Применение наказания на практике показало, что оно серьезно помогает сдерживать коррупцию.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями в 2020 году рассматривается крайне редко.

При нарушении своих служебных полномочий, в результате которых был нанесен существенный вред, должностное лицо может наказываться лишением свободы до десяти лет с абсолютным лишением права занимать разные должности либо заниматься определенной деятельностью на время до трех лет.

Помощь при нарушении

В случаях, когда у должностного лица отсутствует корыстный мотив либо личная заинтересованность, то злоупотребление должностными полномочиями может быть переквалифицировано в дисциплинарный проступок.

Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом.

Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.

Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам.

Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство. Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб.

  • Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/stati-201-285-286-uk-rf-zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями (действующая редакция)

Злоупотребление служебным положением статья ук рф

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 285 УК РФ

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1.

Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

5. Утратило силу. – Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ.

Постоянная ссылка на документ URL документа [скопировать] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать] BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

  • Решение Верховного суда: Определение N 80-АПУ17-3, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Признавая его виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, суд не учел, что он договорился с С о встрече у дома С и прибыл на эту встречу, однако встреча не состоялась, так как С на месте не было и его вызвали на место происшествия…
  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-625, Апелляционная коллегия, апелляция Кирееву П.А. предъявлены обвинения в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 3 статьи 286 УК РФ, пунктом «в» части 3 статьи 286 УК РФ, частью 3 статьи 285, частью 3 статьи 285, частью 3 статьи 285, частью 2 статьи 228, частью 3 статьи 285 УК РФ, частью 3 статьи 285, частью 5 статьи 33, частью 3 статьи 285, частью 3 статьи 285, частью 2 статьи 228, частью 3 статьи 285 УК РФ, по которым он был допрошен в качестве обвиняемого…
  • Решение Верховного суда: Определение N 75-УД16-3, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация По приговору Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 ноября 2015 г. Собинский В Г несудимый, осужден: – по ч.2 ст. 285 УК РФ (в редакции ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ к лишению свободы сроком на 2 года; – по ч.2 ст. 286 УК РФ (в редакции ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ) к лишению свободы сроком на 1 год. На основании ч.З ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно Собинскому В.Г. назначено лишение свободы сроком на 2 года 6 месяцев…

Источник: https://www.zakonrf.info/uk/285/

В чем разница между злоупотреблением и превышением должностных полномочий по статьям 285 и 286 ук рф?

Злоупотребление служебным положением статья ук рф

При осуществлении защиты по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) всегда необходимо выяснять, является ли привлекаемое к уголовной ответственности лицо субъектом указанных преступлений – должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.

), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.

Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе.

К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.

При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, – лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний). 

Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При осуществлении защиты по уголовным делам данной категории необходимо иметь в виду, что в случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) виновного лица состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: корыстную заинтересованность – стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иную личную заинтересованность – стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ всегда надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица.

МАКСИМ СТАРКОВ –

Адвокат Московской коллегии адвокатов «Старков и партнеры».

Источник: https://starkov-partners.ru/publications/V-chem-raznitsa-mezhdy-zloypotrebleniem-i-prevysheniem-dolzhnostnyh-polnomochii-po-statyam-285-i-286-YK-RF

Ситуация 2. Злоупотребление служебным положением и полномочиями

Злоупотребление служебным положением статья ук рф

Законодательство

Установленные положенияОснование
Злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями является коррупцией.Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции»
Случай возникновения конфликта интересов – ситуация, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организацийЧасть 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря2008 г.»О противодействии коррупции».
В данной ситуации гражданский служащий нарушает:- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом,- требования к служебному поведению,- осуществление деятельности в рамках компетенцииПункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»Статья 18 Федерального закона от 27 июля2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»Кодекс этики и служебного поведения
Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, попадает под уголовную ответственностьСтатья 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями)Должностное лицо наказывается:- штрафом,- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,- принудительными работами,- арестом,- лишением свободы.
Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, также попадает под уголовную ответственностьСтатья 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий)Должностное лицо наказывается:- штрафом,- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,- принудительными работами,- арестом,- лишением свободы.
Ответственность гражданского служащего за нарушение запретов и несоблюдение ограничений:Статья 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
1. Налагаются взыскания:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службыПункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
3. Гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащемуПункт 1.1 части 1 статьи 37 и части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащийЧасть 2 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля2004 г.

Примеры случаев злоупотребления гражданского служащего служебным положением:

– принуждение граждан, юридических лиц к совершению каких-либо действий (сделок) в личных целях,

– использование служебной информации в личных целях,

– действия в интересах политических партий, общественных объединений и иных организаций,

– использование материально-технических средств и государственного имущества в личных целях или передача их другим лицам и другие.

При поступлении в государственный орган информации (обращения) о злоупотреблении гражданского служащего служебным положением проводятся следующие мероприятия:

Порядок действий
ПоследовательностьМероприятияОснование
1.Должностные лица кадровой службы, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, готовят письменную информацию по вопросу, изложенному в обращении (информации)Пункт 3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
2.Представитель нанимателя на основании достаточной информации, представленной в письменном виде должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, принимает решение о проведении проверки в отношении государственного гражданского служащегоПункт 5 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
3.Решение о проведении проверки оформляется в письменном виде.Пункт 7 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
4.Проверка проводится кадровой службой государственного органа самостоятельно.Пункты 6 и 9.1 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
5.Проверка проводится в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении.По решению представителя нанимателя срок может быть продлен до 90 дней.Пункт 8 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
6.По результатам проверки представителю нанимателя представляется доклад с предложениями:- об отсутствии оснований для применения к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы,- о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы,- о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов или президиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции.Пункт 18 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.Представитель нанимателя, рассмотрев доклад, принимает одно из предложенных решений:Пункт 21 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.1.Применить к гражданскому служащему меры ответственности, предусмотренные федеральными законами и законами города Москвы:Пункт 21.3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.1.1.Наложить взыскание:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.1.2.Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.Пункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.1.3.Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы в связи с утратой доверия.Пункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.2.Представить материалы проверки в соответствующуюкомиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия) илипрезидиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции (далее – президиум Совета).Пункт 21.4 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.2.1.Подготовка к заседанию проводится в соответствии:- с указом Мэра Москвы от 27 сентября 2010 г. № 68-УМ – для Комиссии,– с указом Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ – для президиума СоветаУказ Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМУказ Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ
По итогам рассмотрения вопросов:
7.2.2.Комиссия принимает соответствующее решение:- установить, что гражданский служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов,- установить, что гражданский служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности:1. Взыскание:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.2. Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы.3.Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы в связи с утратой доверия. Комиссия может принять иное решение, основания и мотивы которого должны быть отражены в протоколе заседания Комиссии.Принятое решение является рекомендательным.Копия протокола заседания Комиссии в трехдневный срок со дня проведения заседания направляется представителю нанимателя, который обязан рассмотреть данный протокол и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к гражданскому служащему мер ответственности.Пункты 23, 24, 26, 31 и 32 приложения к указу Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМ.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗПункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗПункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.2.3.Президиум Совета принимает соответствующее решение:- установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению,- установить, что в рассматриваемом случае имеются признаки нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению. В этом случае президиумом Совета готовится доклад Мэру Москвы и при необходимости уведомляется руководитель государственного органа города Москвы, в котором проходит службу лицо, замещающее должность гражданской службы.Президиум Совета вправе принять иное решение. Основания принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания президиума Совета.Выписка из решения президиума Совета направляется лицу, замещающему государственную должность или должность гражданской службы, в течение трех дней после проведения соответствующего заседания президиума Совета.Пункты 14, 17 и 23 приложения к указу Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ
8.При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются кадровой службой по поручению представителя нанимателя в государственные органы в соответствии с их компетенцией.Пункт 20 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.

Источник: https://uvao.mos.ru/combating-corruption/methodical-materials/situation-2-abuse-of-official-position-and-authority/

Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ)

Злоупотребление служебным положением статья ук рф

Злоупотребление должностными полномочиями – одно из самых распространённых должностных преступлений, направленных на подрыв авторитета государства, нарушение нормальной работы органов госвласти. Виновный в совершении данного преступления использует предоставленные ему в силу должностного положения полномочия во зло, вопреки интересам службы.

Количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст.285 УК РФ, снижается год от года: так, по данным портала правовой статистики, в 2012 году было выявлено чуть более 4 тысяч подобных деяний, а в 2018 году – более 2,2 тысяч. Но это вовсе не говорит о том, что данных преступлений совершается меньше.

Злоупотребление должностными полномочиями стало носить более завуалированные формы, поэтому его достаточно сложно обнаружить.

Итак, рассмотрим состав простого злоупотребления должностными полномочиями, предусмотренный ч.1 ст.285 УК РФ.

  1. Объект: нормальная деятельность органов госвласти и местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений. В качестве дополнительного объекта могут рассматриваться права и свободы людей, а также экономические интересы государства.
  2. Объективная сторона: использование должностным субъектом своих полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение правомочий и интересов граждан, организаций, либо интересов общества и государства. То есть формально субъект не превышает свои должностные полномочия, однако его действия идут вразрез с интересами службы. Злоупотребление может совершаться путем активных действий либо путем бездействия.
  3. Субъект: должностное лицо, наделенное полномочиями представителя власти, либо выполняющее административные, организационные, распорядительные функции в органах власти, государственных и муниципальных учреждениях и других организациях с государственным участием.
  4. Субъективная сторона: прямой или косвенный умысел. Мотив – корыстная или иная личная заинтересованность, например, желание выслужиться перед начальством, добиться высоких показателей по службе и т.п.

При наличии всех перечисленных признаков можно говорить о злоупотреблении должностными полномочиями.

Рассматриваемая статья содержит признаки, наличие которых влечёт более суровое наказание. Назовем их:

  • субъектом преступления является лицо, занимающее государственную должность РФ, должность субъекта РФ, либо являющееся главой органа местного самоуправления;
  • деяние повлекло за собой тяжкие последствия (например, это могут быть производственные аварии, длительное нарушение работы предприятия, причинение значительного материального ущерба и т.д.).

Что касается наказаний за злоупотребление должностными полномочиями по ч.1 ст.285 УК РФ, то они альтернативные:

  • до 80 тысяч рублей штрафа (или в размере заработка виновного лица за период до полугода);
  • до 5 лет запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • до 4 лет принудительных работ;
  • от 4 до 5 месяцев ареста;
  • до 4 лет пребывания в колонии.

«Какое наказание чаще всего получают субъекты за злоупотребление должностными полномочиями? По данным Судебного департамента при ВС РФ, подавляющее большинство осужденных штрафуются, также достаточно часто граждане лишаются права занимать определенные должности.

Лишение свободы применяется, но редко (в основном, суды назначают не более 1 года лишения свободы)».

При наличии отягчающих обстоятельств наказание, естественно, ужесточается.

Так, если субъект занимал государственную должность РФ, то максимальная санкция – до 7 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности в течение 3 лет.

Если деяние повлекло тяжкие последствия, то наказание – только помещение в колонию на срок до 10 дет с запретом занимать определенные должности в течение 3 лет.

Однако негативным последствием возбуждения дела по ст.285 УК РФ будет также и потеря занимаемой должности. «Темное пятно» в виде судимости по данной статье фактически закроет доступ гражданину к службе в государственных и муниципальных органах власти.

Отметим, что на практике злоупотребление должностными полномочиями часто сочетается с другими преступлениями – служебным подлогом, получением взятки и т.д., что напрямую влияет на итоговый приговор. Приведем пару реальных примеров.

Экс-начальник УМВД РФ по Томской области – Игорь Митрофанов – был осужден за взяточничество в особо крупном размере, злоупотребление должностными полномочиями, а также за мошенничество при получении выплат.

По версии следствия, Митрофанов сознательно игнорировал противозаконные действия своего подчиненного, вымогавшего взятку у лица, подозреваемого в незаконной банковской деятельности.

Кроме того, бывший правоохранитель получал различные имущественные преференции от делового партнера своих родственников в обмен на общее покровительство.

Было также установлено, что Митрофанов предоставил ложные данные в центр финансового обеспечения, из-за чего переплата по его пенсии за год составила более 200 тысяч рублей. Суд признал экс-начальника виновным в совершении вменяемых ему преступлений: Митрофанов получил 8 лет колонии условно, штраф в размере 6 млн 475 тысяч рублей, а также запрет занимать должности в МВД РФ в течение 5 лет.

Бывший замглавы отдела МВД РФ по району Лефортова – Анзор Шулая – был признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, служебном подлоге, в мошенничестве в особо крупном размере и присвоении (растрате) в особо крупном размере.

Судя по материалам дела, правоохранитель возвратил похищенные драгоценности общей стоимостью более 350 млн рублей, являющиеся доказательством, ювелирному магазину в обмен на определенное «вознаграждение». Кроме того, Шулая занимался подделкой документов по уголовным делам с целью частичного присвоения ценных вещественных доказательств.

В итоге суд назначил Шулая 8 лет колонии общего режима, лишил звания майора юстиции и запретил осуществлять организационно-распорядительную деятельностью в течение 3 лет.

Помощь адвоката по ст.285 УК РФ

Безусловно, адвокат по ст.285 УК РФ необходим, причем не любой, а имеющий богатый опыт работы по данной статье.

Объясняется это тем, что достаточно часто правоохранительные органы, расследующие преступление, могут оказывать давление на подозреваемого или обвиняемого, заставляя его «попутно» признаваться в других преступлениях.

Именно поэтому уголовный адвокат должен вступить в дело как можно раньше, в идеале – на стадии доследственной проверки. В этом случае существует шанс, что уголовное дело не будет возбуждено.

Если все же в отношении должностного лица дело было заведено уголовное дело по ст.285 УК РФ, адвокат может добиться:

  • прекращения уголовного дела (уголовного преследования);
  • переквалификации деяния с частей 2-3 на часть 1 ст.285 УК РФ, предусматривающую более мягкое наказание;
  • освобождения от уголовной ответственности при вменении ч. 1 ст.

    285 УК РФ, если преступление совершено впервые (с назначением судебного штрафа, за примирением сторон, в связи с деятельным раскаянием);

  • переквалификации деяния на другую статью Кодекса, предусматривающую более мягкое наказание (например, на ст.

    293 УК РФ «халатность»);

  • назначения наиболее мягкого наказания из возможных;
  • назначения наказания ниже низшего предела;
  • назначения только основного наказания без применения дополнительного;
  • вынесения оправдательного приговора.

Что делать, если приговор уже вынесен? В этом случае обращение к адвокату также не будет лишним, поскольку специалист может обжаловать судебный акт, добившись назначения более мягкого наказания.

Если у Вас остались вопросы, либо Вы желаете заручиться поддержкой защитника по должностным преступлениям – обращайтесь в АК «Судебный адвокат». Своевременная помощь специалиста позволит выработать позицию защиты и избежать ошибок, которые могут привести к трагическим уголовно-правовым последствиям.

расскажите о нас друзьям:

Источник: https://www.advo24.ru/uslugi/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami-st-285-uk-rf.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.