Злоупотребление полномочиями и превышение полномочий

Содержание

Отличие превышения и злоупотребления полномочиями

Злоупотребление полномочиями и превышение полномочий

Лица, занимающие определённые должности, имеют ряд возможность использовать полномочия в личных интересах.

При этом далеко не всегда их действия остаются в рамках, установленных законами и должностными инструкциями. В таком случае говорят о превышении или злоупотреблении должностными полномочиями.

С точки зрения закона, эти понятия различны. Рассмотрим особенности каждого правонарушения.

Понятия злоупотребления и превышения полномочий

Злоупотреблением должностными полномочиями является их использование чиновником в личных целях. При этом необходимо доказать причинно-следственную связь между действиями (или бездействием) чиновника и наступившими последствиями.

В большинстве случаев в основе действий чиновника лежит корыстный мотив.

Для оценки злоупотребления полномочиями нужно рассмотреть нормативные акты, уставные документы и должностные инструкции подозреваемого в злоупотреблении полномочиями, чтобы оценить их границы.

Злоупотребление полномочиями, в отличие от их превышения, предполагает, что действия чиновника находятся в рамках должностных инструкций, но он использует полномочия в личных целях.

Превышение полномочий выражается в деятельности, которая явно выходит за рамки власти данного лица. Последствия таких действий выражается в нарушении прав граждан и организаций. Таким образом, превышение должностных полномочий затрагивает интересы общества и государства.

Важную роль при оценке состава преступления превысившего полномочия должностного лица играет учёт принципа существенности и причинно-следственная связь.

Умысел виновного подтверждается тем, что он осознаёт факт превышения полномочий. Существенность выражается в причинении вреда здоровью человека, его имуществу, психическому состоянию или даже жизни. Помимо этого, ущерб может быть выражен в нарушении привычной работы предприятия, посягательстве на конституционные права и т.п.

Особенности разделения злоупотребления и превышения полномочий

Данные виды правонарушений отличаются по способу их совершения. Злоупотребление полномочиями может происходить путём действия или бездействия в то время, как их превышение возможно только в процессе совершения действия.

Кроме этого, существует ряд признаков, по которым разделяют злоупотребление и превышение полномочий:

  • Злоупотребление, согласно статье 285 УК РФ, происходит при выполнении чиновником своих обязанностей в рамках, установленных нормативными документами. Превышение, согласно статье 286 УК РФ, заключается в действиях, которые не входят в компетенцию данного лица. При этом не важны цели, для достижения которых чиновник превысил полномочия.
  • Злоупотребление характеризует корыстный мотив. В случае с превышением полномочий наличие такого мотива необязательно.
  • Последствия злоупотребления полномочиями всегда выражаются в причинении конкретного ущерба, а при превышении полномочий такие последствия могут наступить, а могут и не наступить.

Правильное разграничение этих двух преступлений является обязательным аспектом их расследования и рассмотрения в суде. Если следователь не разграничит деяния, либо допустит ошибки при квалификации правонарушения, суд, прокурор или руководитель следственного органа вернёт дело на доработку.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Разновидности

Злоупотребление полномочиями происходит различными способами. Статья 285 УК РФ выделяет следующие варианты:

  • Издание приказов, противоречащих законам.
  • Необоснованное расходование материальных средств.
  • Сокрытие недостачи, в ходе которой были утеряны государственные средства.
  • Попустительство.

Этим перечнем возможности злоупотребить полномочиями не ограничиваются. Но в любом случае к ответственности виновного можно привлечь только, если доказано, что он руководствовался корыстными мотивами.

Превышение полномочий бывает простым и квалифицированным. Квалифицированный состав возникает в зависимости от должности, которую занимает виновный.

Вторая часть 286 статьи УК РФ определяет наказание за превышение полномочий чиновниками федерального, регионального и местного значения.

В третьей части определены отягчающие обстоятельства в виде применения насилия, угрозы его применения или наступления тяжких последствий. За это могут быть привлечены все чиновники, вне зависимости от занимаемой должности.

Ответственность за злоупотребление и превышение полномочий

На практике определение состава преступления (простого или квалифицированного), а также его вида, сложностей не вызывает. Уголовный кодекс чётко разграничивает злоупотребление и превышение полномочий, а также определяет перечень квалифицирующих обстоятельств.

Злоупотребление полномочиями, согласно 1 части статьи 285 УК РФ наказывается:

  • Штрафом до 80 тысяч рублей (в размере дохода за полгода).
  • Запретом занимать определённые должности на срок до 5 лет.
  • Арестом на 4-6 месяцев.
  • Принудительными работами до 4 лет.
  • Лишением свободы на тот же срок.

В отношении чиновников, занимающих должности федерального или регионального уровня, а также должности в органах местного самоуправления, предусмотрены более жёсткие санкции (по 2 части 285 статьи):

  • Штраф на сумму 100-300 тысяч рублей (доход за 1-2 года).
  • Принудительные работы до 5 лет с возможным дополнительным запретом на занятие должности на 3 года.
  • Лишение свободы до 7 лет. Дополнительно также могут запретить занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на 3 года.

Если же действия правонарушителя повлекли тяжкие последствия, он будет приговорён к лишению свободы на срок до 10 лет с дополнительным запретом занимать должности на 3 года.

Санкции 286 статьи УК РФ за превышение должностных полномочий идентичны перечисленным выше. Статья также включает три части. По первой части квалифицируют дела о превышении полномочий без дополнительных признаков.

Во второй части квалифицирующий состав формирует перечень занимаемых должностей – в органах местного управления, региональных и федеральных государственных органах.

В третьей части говорится о наказании за превышение полномочий, совершённое с применением оружия, насилия или угрозы им, а также, если в результате наступили тяжкие последствия.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/otlichie-prevysheniya-i-zloupotrebleniya-polnomochiyami/

Критерии разграничения злоупотребления должностными полномочиями и смежных составов преступлений

Злоупотребление полномочиями и превышение полномочий

Особое значение имеет разграничение злоупотребления и превышения должностных полномочий.

Злоупотребление должностных полномочий отличатся от превышения должностных полномочий прежде всего тем, что при злоупотреблении должностное лицо действует в рамках предоставленных ему полномочий, а при превышении – явно выходит за их пределы.

Кроме того, обязательным признаком субъективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является корыстная или иная личная заинтересованность, что не является обязательным для состава превышения должностных полномочий Яни П.

Разграничение должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий // Законность. 2007. № 12. С. 11..

При квалификации преступлений по статьям, предусмотренным главой 30 УК РФ, ст. 285 УК РФ следует рассматривать по отношению к другим статьям как общую, поэтому по правилам конкуренции норм (ст.

17 УК РФ) квалифицировать такие деяния необходимо только по специальной статье В системе Особенной части УК РФ содержатся нормы, которые находятся в отношениях конкуренции общей и специальной нормы.

Иными словами, преступное деяние субъекта одновременно охватывается и общей, и специальной нормой. .

В отношении общей и специальной норм находятся, например, нормы ст. 286 и ст.

299 УК РФ, предусматривающие ответственность за превышение должностных полномочий и за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, которое есть не что иное, как частный случай превышения должностных полномочий, например следователем. В этом соотношении ст. 286 УК РФ является общей нормой, а ст. 299 УК РФ – специальной.

При применении закона часто возникает вопрос о конкуренции общей и частной норм, в частности, какой из них должно быть отдано предпочтение при квалификации содеянного. Примером подобной конкуренции является превышение должностным лицом служебных полномочий (ст. 286 УК РФ) и таких преступлений против правосудия, как незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст.

300 УК РФ) и принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ). По этому поводу общая теория квалификации преступлений выработала правило: при конкуренции общей и специальной норм применению подлежит специальная норма Плехова О.А. О злоупотреблениях властью и превышениях должностных полномочий // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2010. № 1. С. 134..

При совершении двух и более преступлений, предусмотренных разными главами УК РФ, квалификация производится по правилам реальной совокупности.

Так, сотрудниками ГАИ Каменского ГОВД было применено табельное оружие с целью остановить автомобиль под управлением находившегося в состоянии опьянения гр. К. В результате огнестрельного ранения причинен тяжкий вред его здоровью.

Потерпевший не смог вспомнить, при каких обстоятельствах ему было причинено ранение.

Сотрудники ГАИ пояснили, что преследовали нарушителя, создававшего опасность для участников движения, на высокой скорости и стреляли по колесам автомобиля, но случайно попали в водителя. Сотрудники ГАИ были привлечены к уголовной ответственности по п. «б» ч. 3 ст. 286, п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 4. С. 21..

Вот другой пример из следственной практики. Бывшего сотрудника полиции С-ской области обвиняют в злоупотреблении и превышении должностных полномочий.

Следственными органами Следственного комитета по С-ской области завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего полицейского 2 взвода 2 роты полка патрульно-постовой службы полиции УВД по городу С. 29-летнего Аскара М., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 2 ст.

161 УК РФ (открытое хищение чужого имущества, с применением насилия не опасного для жизни и здоровья), ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, с применением насилия и угрозой его применения). По версии следствия, 27 августа 2012 г.

сотрудник полиции, находясь на маршруте патрулирования улицы в П-ном районе города С., под предлогом проверки документов незаконно задержал гражданина, доставил его в кабинет отдела полиции, где при личном досмотре, применяя насилие, изъял и не вернул денежные средства в размере 25 тысяч рублей.

Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело после утверждения обвинительного заключения направлено в суд для рассмотрения по существу http://news.bcm.ru/doc/16972 (30.03.2013)..

Следует отметить, что некоторые авторы Курбанова П.М. Проблемы определения признаков должностного лица в составе превышения должностных полномочий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 89. С. 303.

полагают, что в действующем уголовном законодательстве имеют место две сходные, но не идентичные по содержанию правовые категории: «преступления, совершаемые должностными лицами путем превышения должностных полномочий» и «должностные преступления, совершаемые путем превышения полномочий».

К первой группе эти авторы относят широкий круг преступлений, расположенных в различных разделах и главах УК РФ, субъектом которых исключительно, или наряду с другими лицами, выступает должностное лицо, обязательным признаком их объективной стороны является использование служебного положения, одним из возможных способов которого является превышение полномочий (преступления против конституционных прав граждан, совершаемые должностными лицами, преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые должностными лицами и т.д.). В отличие от этого, полагают названные авторы, должностные преступления, совершаемые путем превышения полномочий, – деяния, родовым объектом которых выступает государственная власть в части интересов государственной и муниципальной службы, включая специальные виды службы (служба в правоохранительных органах, в частности). Они совершаются исключительно должностными лицами, а основным способом выполнения объективной стороны выступает превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ, преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами).

Выявленное соотношение категорий «преступления, совершаемые должностными лицами путем превышения должностных полномочий» и «должностные преступления, совершаемые путем превышения полномочий» позволяет предложить общее правило их квалификации.

Если деяние одновременно подпадает под признаки двух или более преступлений, относящихся к разным группам, содеянное требует квалификации по совокупности (например, ст. 169 и ст. 286 УК РФ). Преступления же, входящие в группу «должностные преступления, совершаемые путем превышения полномочий», находятся в соотношении общего (ст.

286 УК РФ) и специальных составов (преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами): по правилам ч. 3 ст. 17 УК РФ предпочтение в этом случае отдается специальным нормам.

Рассмотрим проблемы отграничения злоупотребления должностными полномочиями от получения взятки (ст. 290 УК РФ).

С точки зрения О.С. Капинус, получение взятки является специальной нормой по отношению к норме, содержащей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями Капинус О.С.

Изменения в законодательстве о должностных преступлениях: вопросы квалификации и освобождения взяткодателя от ответственности // Уголовное право. 2011. № 2. С. 21.. А.В. Лупенков не исключает возможность совершения преступлений, предусмотренных ст.ст.

285, 286, 292 УК РФ, путем получения взятки, считая все перечисленные нормы общими по отношению к ст. 290 УК РФ Лупенков А.В.

Источник: https://studwood.ru/1477382/pravo/kriterii_razgranicheniya_zloupotrebleniya_dolzhnostnymi_polnomochiyami_smezhnyh_sostavov_prestupleniy

В чем проявляется превышение должностных обязанностей

Злоупотребление полномочиями и превышение полномочий

Прежде, чем рассматривать вопрос превышения должностных полномочий, необходимо прояснить правовую базу, в соответствии с которой обеспечивается данное регулирование трудовых взаимоотношений, и определить сами термины, которые используются в этом аспекте. Так, под превышением полномочий в целом подразумевается выполнение действий, которые явно не входят в перечень служебных или должностных задач.

Критерий явности требует, чтобы лицо осознавало незаконность своих действий при совершении превышения полномочий. В противном случае, если полномочия определены нечетко, или не были в полной мере донесены до сотрудника, подобные действия не могут считаться превышением.

Большое значение в контексте рассмотрения превышения полномочий как неправомерного деяния также имеет статус совершившего этот проступок лица.

Законодательство предусматривает строгое разграничение возможной ответственности за превышение служебных полномочий между госслужащими и сотрудниками частных субъектов хозяйствования, вплоть до невозможности привлечения последних к отдельным видам ответственности.

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»

В указанном параграфе УК содержится описание проступка и наказания за него. В частности, статья 286 УК РФ содержит разделение должностных лиц в части актов, наделяющих их властными функциями. Превышение должностных полномочий могут совершать должностные лица:

  • предприятий, компаний, выполняющие обязанности в рамках гражданского или специального права;
  • госслужащие и служащие муниципальных образований.

Указанная статья характеризует действия виноватого, выражающиеся в нарушении рамок локального или законодательного акта, наделяющего его властью. О превышении должностных полномочий можно говорить, если чиновник принял решение:

  • не входящее в его компетенцию;
  • право на которое правоустанавливающим актом отнесено в полномочия:
    • иного должностного лица;
    • коллегиального органа.

Кроме того, в рамках уголовного производства рассматриваются проступки, наносящие ущерб одному из субъектов правоотношений:

  • гражданину;
  • государству;
  • обществу;
  • организации.

Например, превышением полномочий суд сочтет подписание распорядительного документа о выделении бюджетных средств специалистом госучреждения.

Право на таковое действие есть у руководителя и его заместителя (не всегда).

Траты средств на основании указаний обычного сотрудника – это нарушение законодательства, если в должностной инструкции чиновника не содержится пункт о соответствующих полномочиях.

О чем предупреждают статьи УК РФ

На основании прежнего исторического периода нормативы законов не предусматривали различий в уровне угроз, поступающих для общества от властных злоупотреблений и увеличением компетенции руководителем организации, их халатности к своим обязанностям, бездействием начальства. Такая квалификация проступков влияла на уровень наказания.

На практике абстрактность в описании проступка, без наличия четкой фактичности в критериях, позволяет широкую предельность в рассматриваемых делах  судебными органами.

Возникают противоречия в законных принципах, поэтому исключены из законов многие не соответствующие формулировки.

Отсюда 286 статьей УК РФ осуществление увеличения своих прав на данной гражданину должности рассматривается субъективные мероприятия, выходящие из рамок представленной данной компетенцией.

Поведение считается неправомерным по отношению предприятий, людей, общественности и страны.

В 1 части этой статьи говорится, что виновный будет осужден:

  • на 4 года с тюремным заключением
  • подвержен штрафным санкциям в размерах, зависящих от совершенного деяния, это может быть одна зарплата или 80 тыс. руб.
  • принудительным работам
  • потерей права занимать руководящие посты в пределах 5 лет
  • лишением свободы на 6 мес.

Этими мерами наказывают по основному преступному составу, 286 статья УК предусматривает своей 2 частью и предупреждает о существовании отягчающих признаков, которые могут усугубить судебное решение. Эта часть статьи предназначена для власть имущих, находящихся на службе в госорганах. К ним относятся властные структуры на федеральном, региональном, местном уровне.

Жесткость приговоров для этих лиц, нарушивших закон, увеличена, виновные будут подвержены следующим санкциям:

  • тюремным срокам до7 лет, им запрещено работать в руководстве, определяют виды деятельности, ограничивают определенные функции, позволяют занимать пост не больше 3 года
  • большим штрафам в пределах 300 тыс. руб., удерживают суммы с прочих доходов в размерах общего заработка за2 года
  • присуждают отработать 5лет, запрещают занимать определенные должности

В статье 286 имеется третья часть, в ней за деяния:

  • с насилием
  • нанесенным ущербом в здоровье
  • применением оружейных средств

Выносят судебное решение, в нем лишают свободы сроком до 10 лет с ограничением в определенных занятиях и должностях.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Преступление считается совершённым лишь в том случае, если при превышении должностных обязанностей, произошли последствия, нанёсшие соответствующий урон.

Данная категория преступлений не рассматривает возможности покушения на гражданские или имущественные права лиц или общества.

В том случае, если превышения полномочий осуществились, например, при исполнении должностным лицом функций другого должностного лица – то ему могут вменить дисциплинарное взыскание, если это не повлекло каких-либо последствий.

Кроме этого, преступные последствия, которые наступили в результате превышения должностным лицом, своих полномочий, необходимо логически связать.

Без этой взаимосвязи, состав преступления определён не будет.

Для определения уголовно-правовой характеристики преступления используются методы сравнительного анализа и синтеза с целью констатации фактов:

  1. Входило ли совершённое действие в должностные обязанности лица;
  2. Имел ли виновный статус должностного лица;
  3. Действительно ли им было совершено деяние;
  4. Стало ли совершённое деяние причиной наступивших тяжких (или иных) последствий, или последствия, наступили по другим, не связанным с деянием, причинам.

Если к вашему ребёнку в школе (директор) или в детском саду (заведующая) относятся предвзято, с целью взимания платы для нужд учреждения, что привело его к нервному срыву или к снижению успеваемости, вы можете возбудить дело о превышении должностных полномочий.

Криминалистическая характеристика

Так как основой преступления является материальный состав, то криминалистическая экспертиза, в некоторых случаях, может носить характер правоустанавливающей базы при сборе доказательств, которые могут состоять из фактов нанесённого материальным объектам, ущерба.

Кроме этого, криминалистические характеристики важны в случаях насилия, которые совершались должностным лицом, а также – в случаях незаконного удержания.

Представленные криминалистами улики могут сформировать более чёткую картину преступления и определить причинно-следственную связь между деянием должностного лица и причинённым этим деянием, непосредственным вредом.

Определение состава преступления

Как и другие смежные преступления с использованием служебных полномочий субъектом выступает должностное лицо, наделённое властью. Реализация государственной власти может происходить через:

  • госаппарат;
  • органы муниципалитета;
  • аппарат Вооруженных сил РФ.

Не является субъектом преступления по статье 286 УК РФ лицо, которое занимает служебное положение вне сферы реализации государственной власти. Даже если своими действиями он превысил объем предоставленных ему полномочий. В виде наказания к нему применяется варианты дисциплинарного взыскания.

Подробный список тех, кто является представителем власти, отражён в Примечании 1 статьи 285 УК РФ:

лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Источник: https://mfc365.ru/ugolovnoe-pravo/v-chem-proyavlyaetsya-prevyshenie-dolzhnostnyh-obyazannostej

Злоупотребление должностными полномочиями. Отличие от превышения должностных полномочий

Злоупотребление полномочиями и превышение полномочий

1.Злоупотребление должностными полномочиями– использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

2.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков:

1) совершения деяния (действия либо бездействия) — использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.

3.С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла.

Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность представляет собой стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Иная личная заинтересованность выражается в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

4. Субъект рассматриваемого преступления специальный — должностное лицо.

Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 комментируемой статьи) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, повлекшее тяжкие последствия.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным ч. 3 комментируемой статьи и п. «в» ч. 3 ст.

286 УК, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

Санкция:

1. наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев

2.

лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет,

3. принудительными работами на срок до четырех лет,

4. арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Превышение должностных полномочий – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

1. В отличие от предусмотренной ст. 285 УК ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (ст.

286 УК) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

2.

С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: — относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); — могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Мотивы преступления могут быть самыми различными (месть, карьеризм, корысть и др.). Они не имеют значения для квалификации преступления.

4. Субъект преступления — специальный — должностное лицо.

Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 719;

Источник: https://studopedia.net/6_118068_zloupotreblenie-dolzhnostnimi-polnomochiyami-otlichie-ot-previsheniya-dolzhnostnih-polnomochiy.html

Злоупотребление и превышении должностными полномочиями

Злоупотребление полномочиями и превышение полномочий

01

Проблемы с разрешением на оружие? Спросите юриста бесплатно

02

Звонок по бесплатной линии
(Москва и регионы РФ)

8 800 700 87 84

Какая предусмотрена ответственность и наказание за превышение служебных полномочий?

  1. Если должностное лицо совершило действие, которое явно вышло за грани его полномочий и повлекло за собой серьёзное нарушение прав, законных интересов организаций, граждан, интересов государства, общества, которые охраняются законом, то за это нужно платить штраф до 80 000 рублей. Осуждённым может быть оплачен штраф в размере зарплаты или прочего дохода за отрезок времени до полугода. Также наказанием может стать лишение права занимать определённую должность либо заниматься конкретной деятельностью до пяти лет. Или же могут быть присуждены принудительные работы (на термин до четырёх лет). Либо осуждённого могут арестовать (на время от четырёх до шести месяцев). А лишение свободы может длиться до четырёх лет.
  2. То же деяние, совершённое лицом, которое занимает государственную должность РФ либо государственную должность субъекта РФ (например, глава органа местного самоуправления), наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей либо в размерах зарплаты (или же иного дохода человека за термин от года до двух лет). Осуждённый может быть направлен на принудительные работы (до пяти лет) с лишением прав занимать конкретные должности либо заниматься определённой деятельностью (до трёх лет или без срока). Также может быть присуждено лишение свободы до семи лет с лишением права занимать конкретные должности или вести определённую деятельность (до трёх лет или без такового термина).
  3. Действия, которые предусмотрены частью первой или второй данной статьи (если они были совершены с использованием насилия либо с угрозой его использования, с применением специальных средств или оружия, с причинением тяжёлых последствий), наказываются лишением виновного свободы на термин от трёх до десяти лет. Вместе с этим наказанием человек лишается права заниматься конкретной деятельностью или занимать определённую должность на период времени до трёх лет.    

Статья 285 УК РФ о злоупотреблении должностных полномочий

  1. Если должностное лицо пользуется своими служебными полномочиями вопреки интересам службы, если деяние было совершено в корыстных или других личных целях, это стало причиной существенного нарушения прав, законных интересов организаций, граждан, интересов государства или общества, которые охраняются законом, то виновный платит штраф до 80 тысяч рублей или в размере своей зарплаты. Также может приниматься во внимание другой доход за термин до полугода. Осуждённого могут лишить права занимать некоторые должности или вести определённую деятельность на отрезок времени до пяти лет. Могут быть назначены принудительные работы (до четырёх лет). Человека также могут арестовать на термин от четырёх до шести месяцев или лишить его свободы (на период до четырёх лет).    
  2. То же правонарушение, совершённое человеком, который занимает государственную должность РФ (или государственную должность субъекта РФ, а равно – главы органа местного самоуправления), предусматривает в качестве наказания штраф от 100 000 до 300 000 рублей либо в размере зарплаты (также может быть – иных доходов осуждённого за термин от года до двух лет). Или суд может назначить прохождение виновным принудительных работ (до пяти лет с лишением права занимать некоторые должности или заниматься определённой деятельностью на время до трёх лет или без этого срока). Или же виновного могут лишить свободы на термин до семи лет и лишить его права вести определённую деятельность, занимать конкретные должности на отрезок времени до трёх лет или без такового.
  3. За деяния, предусмотренные частью первой или второй этой статьи, которые стали причиной тяжких последствий, предусматривается лишение свободы на термин до десяти лет с лишением права быть на определённых должностях либо заниматься конкретной деятельностью на срок до трёх лет.

Примечания

  1. Должностными лицами в статьях этой главы считаются люди, временно, постоянно либо по специальному полномочию выполняющие функции представителя власти или выполняющие административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в государственных органах, муниципальных и государственных учреждениях, органах местного самоуправления, государственных корпорациях, компаниях, муниципальных унитарных и государственных предприятиях, акционерных обществах, чей контрольный пакет акций принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям.
  2. Под лицами, которые занимают государственные должности Российской Федерации, в статьях этой главы и статьях Кодекса понимаются люди, имеющие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для выполнения полномочий государственных органов.    
  3. Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ, в статьях этой главы и других статьях Кодекса, – это лица, чья должность устанавливается конституцией или уставом субъекта Российской Федерации для непосредственного выполнения полномочий государственных органов.
  4. Муниципальные и государственные служащие, которые не относятся к должностным лицам, несут уголовную ответственность по статьям этой главы в случае, специально предусмотренном соответствующими статьями.

Чем отличается злоупотребление должностными полномочиями от превышения должностных полномочий?

В данном случае самое главное, о чём следует помнить: субъективная сторона при превышении должностных полномочий – это косвенный или прямой умысел и отсутствие мотива, если сравнить со злоупотреблениями должностными полномочиями.

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Законодательство рассматривает превышение служебных полномочий сотрудниками полиции как одну из разновидностей преступлений, за которую есть конкретная ответственность по Уголовному кодексу.

Оказаться в этой ситуацией может каждый, и, к сожалению, это не является редкостью, несмотря на тот факт, что во многих случаях участники правоотношений соблюдают принцип добропорядочности.

Конечно же, молчать о случаях беззакония и скрывать плохое отношение к вам не стоит.

Нарушения, которые можно назвать превышениями полномочий

Чтобы понять, имело ли место превышение полномочий, или были злоупотребления, стоит разобраться более подробно.

Всего выделяется три вида главных превышений:

  1. действия, входящие в рамки компетенции другого сотрудника или относящиеся к работе другого ведомства;
  2. действия, которые не имеют права совершать сотрудники полиции;
  3. действия, которые разрешено выполнять исключительно в особых обстоятельствах, под которые не попал рассматриваемый случай.

Куда следует обращаться, если вы стали жертвой правонарушения со стороны полицейских?

Если к вам было грубое или хамское отношение со стороны полицейского, то есть несколько видов решения проблемы. И действовать надо сразу, как говорят, «по свежим следам».

  1. В Российской Федерации есть структура – УСБ. В Управление собственной безопасности подаётся письменная жалоба на полицейского. Также можно позвонить на горячую линию для своего региона.
  2. Ещё можно позвонить «02», оставив своё обращение. Все звонки на этот номер фиксируются. И потом это будет безапелляционном доказательством, что вам нужна была помощь, и вы жаловались на неправомерное поведение сотрудников полиции.
  3. Помимо вышеописанного, одной из инстанций, в которую можно обращаться, является прокуратура. Именно этот орган контролирует соблюдение законности при выполнении полицейскими  должностных обязанностей. При хамском обращении пишется жалоба. А если гражданин стал жертвой вымогательства, рукоприкладства и остальных серьёзных нарушений, он вправе подать заявление с просьбой о возбуждении уголовного дела из-за превышения должностных полномочий работником полиции.
  4. Ещё человек может подать заявление в суд. В документе подробно описывается ситуация, прилагаются доказательства, а также свидетельские показания.   

В любой документации (будь то заявление или жалоба) текст должен быть изложен в лаконичной форме, по существу, без излишних эмоций и, тем более, некорректных выражений по отношению к должностным лицам.   

Судимость

Источник: https://ru-biss.ru/sudimost/prevyshenie_dolzhnostnyh_polnomochij.html

Злоупотребление должностными и служебными полномочиями: примеры, виды, статьи

Злоупотребление полномочиями и превышение полномочий

Неподобающее использование должностных либо служебных наличествующих полномочий в любых личных целях или же с корыстными побуждениями является уголовным преступлением и преследуется соответственно положениям УК РФ. Тем не менее, таковое преступление имеет несколько степеней ответственности и вариантов квалификации соответственно его тяжести, а также целого ряда других факторов. Данное преступление считается коррупционным.

1. Квалификация и правовые особенности злоупотребления должностным полномочием властными органами и госслужащими 2. Отличия превышений от злоупотреблений полномочиями на должности 3. Возможная ответственность за превышение и ЗДП 4. Злоупотребление служебными полномочиями управляющими коммерческих организаций

Квалификация и правовые особенности злоупотребления должностным полномочием властными органами и госслужащими

Злоупотребление должностными полномочиями (ЗДП) в полном объеме регулируется и рассматривается ст. 285 УК РФ. Эта статья предусматривает различные виды ответственности уголовного вида, налагаемой на должностные лица в связи с применением в личных целях наличествующих у них полномочий, предоставляемых документированными инструкциями и обязанностями.

Важный факт: данная статья затрагивает исключительно лиц, находящихся на госслужбе или занимающих выборные должности в государственных инстанциях.

Применение её к должностным лицам – директорам или сотрудникам отдельных юридических, либо  же физических лиц-предпринимателей, не аффилированных с государственными инстанциями, является невозможным.

Однако, различные наказания за использование наличествующих полномочий в личных целях в таких случаях регулируются ст. 201 УК РФ.

Для квалификации ЗДП, лицо, подозреваемое в таковом преступлении должно одновременно:

  • Использовать имеющиеся полномочия с целью личной выгоды;
  • Существенно нарушать права, либо же законные интересы граждан, юридических лиц или государства;
  • Находиться на государственной или муниципальной службе, состоять трудоустроенным на должности в акционерных обществах, где контрольным пакетом владеет государство, нести службу в органах МВД, спецслужбах, воинских подразделениях.

Важный факт: уголовное преследование относительно госслужащих, не обладающим статусом должностных лиц, не открывается за исключением случаев, предусмотренных отдельными федеральными законами, служебными либо муниципальными распоряжениями.

Отличия превышений от злоупотреблений полномочиями на должности

Рекомендуем прочитать: Дисциплинарная ответственность: виды, порядок привлечения, порядок обжалования

Также, ст.

286 УК РФ предполагает отдельное наказание для случаев превышения полномочий.

Разница между понятиями злоупотребления или превышения состоит в факте, что превышение может осуществляться без корыстных целей, но, одновременно с этим, в обязательном порядке включает в себя исполнение должностных инструкций и прав, которым и таковое лицо не обладает.

Таким образом, можно привести следующие примеры:

  • Если сотрудник будет использовать свое право на получения доступа к закрытой информации в личных целях – это будет считаться ЗДП;
  • Когда сотрудник выдаст распоряжение, которое он не может отправлять в связи со своей должностью по ошибке, или в личных интересах – тогда данное преступление будет квалифицировано как превышение полномочий, обеспечиваемых должностью.

Возможная ответственность за превышение и ЗДП

Уголовный кодекс полностью описывает ситуации превышений и злоупотреблений лиц наличествующим должностным положением и предусматривает различные виды наказания созависимо тяжести совершенного преступления.

Так, согласно со ст.

285 УК РФ, злоупотребление, осуществленное лицом, не обладающим статусом государственной должности РФ, или же соответствующей должности субъекта РФ, и не возглавляющим местные органы самоуправления предусматривает:

  • Штраф, размером до 80 тыс. рублей или шести месячных доходов;
  • Лишение права занимать должность или заниматься определенными видами деятельности сроком до пяти лет;
  • Принудительные работы или лишение свободы длительностью вплоть до 4 лет;
  • Арест длительностью от 4 до 6 месяцев.

Аналогичные санкции предусматривает согласно ст. 286 УК РФ превышение наличествующих полномочий. Для лиц, которые же занимают вышеупомянутые госдолжности, злоупотребления с превышениями предусматривает более жёсткие предпринимаемые меры:

  • Штраф, имеющий размер от 100 до 300 тыс. рублей или в размере дохода за срок от одного до двух лет;
  • Принудительные работы сроком до пяти лет, вместе с лишением права на занятие определенных должностей на три года или без этого условия;
  • Лишение свободы длительностью до семи лет.

Также, ст.

285 УК РФ предполагает обязательное лишение свободы длительностью от трех до десяти лет одновременно с трехлетним сроком лишения права на занятие определенных должностей, если преступление в итоге повлекло за собой тяжкие последствия.

Аналогичные санкции регламентируются и относительно превышения полномочий, фактически повлекших тяжкие последствия, которые совершались с использованием оружия, насильственных действий или же под угрозами такового применения.

Помимо того, российское законодательство предусматривает отдельные способы квалификации за растрату бюджетных и внебюджетных средств, внесение в существующие реестры государственного уровня неправдивых и недостоверных сведений, присвоение полномочий должностных лиц и другие подобные преступления, регламентируемые прочими статьями УК. Поэтому правильная квалификация существующего преступления является немаловажной задачей для служебного расследования при последующем обращении в органы правосудия.

Отдельные внутренние распоряжения государственных органов и правила внутреннего распорядка могут предполагать также наложение дисциплинарных взысканий, в том числе как предусмотренных федеральным законодательством выговоров, замечаний или увольнений, так и предполагаемых непосредственно внутренними инструкциями отдельных институтов. Примером таковых дисциплинарных взысканий может служить понижение в должности или строгий выговор в структурах МВД.

Злоупотребление служебными полномочиями управляющими коммерческих организаций

Законодательство предусматривает ответственность и лиц, не находящихся на государственной службе, за использование их прав в корыстных личных целях, если таковое их применение нарушает права других граждан, юридических лиц или непосредственно Российской Федерации.

Правовое регулирование данного преступления обеспечивается положениями ст. 201 УК РФ.

Наказанию в таком случае подлежат лишь лица, осуществляющие на объекте управленческие функции, а уровень ответственности является значительно более высоким, чем предусмотрено законом для должностных субъектов госслужбы.

Так, наказание за таковое преступление включает в себя:

  • Штраф размерами вплоть до 200 тыс. рублей или до 18 месячных доходов осужденного лица;
  • Обязательные работы длительностью в 480 часов;
  • Исправительные работы сроком вплоть до 2 лет;
  • Принудительные работы либо лишение свободы длительностью до четырехлетнего срока;
  • Арест длительностью до 6 месяцев.

При тяжких последствиях вышеупомянутого преступления, наступает следующая ответственность:

  • Штраф размерами вплоть до 1 млн. рублей или пятилетнего дохода осужденного;
  • Принудительные работы длительностью до 5-летнего срока;
  • Лишение свободы сроком в 5 лет;
  • Ограничение права на занятие отдельных должностей длительностью от года до трех лет. Данное наказание также может совмещаться с принудительными работами и лишением свободы.

Важный факт: отдельные наказания предусматриваются за превышение полномочий нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ), а также охранниками и частными детективами (ст. 203 УК РФ).

(418 голос., 4,54 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/zloupotreblenie-sluzhebnymi-polnomochiyami-primer-vidy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.