Злоупотребление должностных полномочий

В чем разница между злоупотреблением и превышением должностных полномочий по статьям 285 и 286 ук рф?

Злоупотребление должностных полномочий

При осуществлении защиты по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) всегда необходимо выяснять, является ли привлекаемое к уголовной ответственности лицо субъектом указанных преступлений – должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.

), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.

Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе.

К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.

При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, – лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний). 

Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При осуществлении защиты по уголовным делам данной категории необходимо иметь в виду, что в случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) виновного лица состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: корыстную заинтересованность – стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иную личную заинтересованность – стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ всегда надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица.

МАКСИМ СТАРКОВ –

Адвокат Московской коллегии адвокатов «Старков и партнеры».

Источник: https://starkov-partners.ru/publications/V-chem-raznitsa-mezhdy-zloypotrebleniem-i-prevysheniem-dolzhnostnyh-polnomochii-po-statyam-285-i-286-YK-RF

Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий

Злоупотребление должностных полномочий

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является нормальное функционирование конкретных органов государственной власти, интересы государственной службы и органов местного самоуправления. Дополнительный объект – охраняемые интересы граждан или организаций, общества или государства.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает в себя: а) деяние в виде использования служебных полномочий вопреки интересам службы; б) общественно опасные последствия в виде существенного нарушения указанных в законе прав и интересов; в) причинную связь между использованием служебного положения и наступившими последствиями.

Под служебными полномочиями следует понимать права и обязанности, которыми лицо наделено законом в силу занимаемой должности.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать совершение им незаконно, вопреки интересам службы действий, входящих в круг его служебных обязанностей, либо несовершение действий, которые должностное лицо обязано было совершить в силу занимаемой должности.

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину.

Если действия должностного лица, связанные с нарушением им своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, если этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными.

Злоупотребление должностными полномочиями может выражаться в различных формах: нарушение финансовой дисциплины, использование целевых денежных средств не по прямому назначению, обман ревизионных и контролирующих органов, отпуск либо сбыт товарно-материальных ценностей по заниженным ценам, выделение помещений, оборудования, транспортных средств и иного имущества в аренду с заниженной арендной оплатой, заключение договоров на заведомо невыгодных условиях, сокрытие хищений и недостач, неосновательная передача имущества в пользование частным и юридическим лицам, извлечение выгоды без изъятия и обращения чужого имущества в свою пользу, использование труда, транспортных средств, машин, механизмов, помещений в личных целях без оплаты, возмещения стоимости выполненных работ и оказанных услуг и др.

Уголовная ответственность законом предусмотрена только в случаях злоупотреблений должностными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности.

Эти признаки субъективной стороны являются обязательными наряду с умышленной формой вины.

Виновный осознает опасность своих действий, предвидит наступление существенного нарушения охраняемых интересов и желает или сознательное допускает такие последствия либо относится к ним безразлично.

Корыстный мотив предполагает стремление получить незаконную материальную выгоду, деньги, материальные ценности либо желание освободиться от исполнения материальных обязательств.

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, вызываться такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желанием приукрасить действительное положение вещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность.

Субъект рассматриваемого преступления специальный – должностное лицо.

Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 285 УК РФ) является совершение преступления лицом, занимающим государственную должность или государственную должность субъекта РФ, либо главой органа местного самоуправления.

В примечании к данной статье раскрываются признаки перечисленных субъектов.

Например, к занимающим государственные должности Российской Федерации относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 285 УК РФ, повлекшее тяжкие последствия. Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления.

В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.

N 4 к числу тяжких рекомендуется относить такие последствия, как: нарушение конституционных прав и свобод большого числа людей, крупные аварии, дезорганизацию, полную остановку работы государственного (муниципального) органа или учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.п. Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 285 УК РФ, является умышленным и не может рассматриваться как совершенное с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ).

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Основной объект преступления – нормальная, т.е. осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: a) деяние – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; b) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; c) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е.

установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е.

его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла.

Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).

Субъект преступления специальный – должностное лицо.

Квалифицированный состав ч. 2 ст. 286 УК РФ преступления предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 ст.

286 УК РФ, если оно сопровождалась насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий.

Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно.

Состав злоупотребления должностными полномочиями следует разграничивать с составом превышения должностных полномочий.

При этом следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Дача взятки должностному лицу – каковы последствия:

Источник: https://legalquest.ru/ugolovnoe-pravo/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami-prevyshenie-dolzhnostnyx-polnomochij.html

Яркие примеры злоупотребления должностными полномочиями

Злоупотребление должностных полномочий

В России законодательством предусмотрено уголовное наказание за злоупотребление должностными полномочиями.

Примеров таких преступлений и наказания за них известно множество, однако проблема до сих пор не решена.

В современном мире должностные преступления несут прямую общественную угрозу. К сожалению, далеко не все подобные преступления выявляются, поэтому статистика не отражает подлинной картины.

Куда звонить, если полиция превышает полномочия? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что значит злоупотребление?

Понятие данного преступления в Уголовном кодексе определено статьей 285.

Под это определение попадают использование своего положения в корыстных целях лицами, которые занимают должность во власти, если их действия нарушают права и интересы граждан или организаций.

Объектом правонарушения являются интересы госслужбы, а дополнительным объектом — интересы гражданина или организации.

Субъект преступления — должностное лицо. Законом предусмотрено наказание как за преступные действия, так и за бездействие должностных лиц. Например, лицо не совершает действия, предусмотренные его полномочиями.

Для того, чтобы признать совершенные деяния преступными, нужно установить факт умысла и корысти. А также последствия преступления должны быть существенными для потерпевшего.

Например, большое количество потерпевших, значительный имущественный и моральный вред, нарушены конституционные права.

Под мотивом преступления понимается корысть или другая личная заинтересованность. В первом случае должностное лицо стремится получить материальную выгоду или избежать затрат.

Во втором — совершает преступление из дружеских, родственных мотивов, желания получить какую-то выгоду.

Наказания за злоупотребления следующие:

  • штраф от 80 до 300 т. руб или в размере зарплаты преступника за 6 -36 месяцев;
  • лишение права занимать должность во власти до 5 лет;
  • принудительные работы в течение 4 лет;
  • лишение свободы сроком от 4 до 7 лет.

В ч.3 ст. 285 предусмотрены наказания за вышеописанные преступления, которые повлекли за собой тяжкие последствия.

Это могут быть аварии, длительная остановка движения, массовые отключения водоснабжения или электроснабжения, причинение значительного вреда здоровью или смерти.

Примеры из судебной практики

  1. 1 декабря 2017 г Южно-Сахалинстким городским судом вынесен приговор в отношении старшего лейтенанта полиции Грищенко. Грищенко в ходе оперативно-розыскных мероприятий изъял у гражданина Б запрещенные препараты.

    Полицейский, используя служебное положение, стал склонять гражданина Б к передаче ему денежных средств за помощь в переквалификации преступления. Хотя сам не намеревался это делать и не имел такой возможности. Гражданин Б согласился. В момент передачи денег Грищенко был взят с поличным сотрудниками УФСБ.

    За данное преступление лейтенант полиции был осужден на 2 года лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.

  2. Каменским городским судом признан виновным заместитель главы сельсовета П.И.М. Он незаконно расходовал бюджетные средства в размере 600 000 рублей, чем нанес ущерб муниципальному образованию.

    Его действия повлекли за собой невозможность выполнить программу по переселения из ветхого жилья. Приговором суда П.И.М назначено наказание в виде штрафа размером 60000 рублей.

Что означает превышение?

Данное действие попадает под ст. 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий отличаются от злоупотребления ими.

К злоупотреблениям относятся действия, не предусмотренные должностью. Например, использование служебного оружия против гражданина, чьи действия не представляют опасности.

Также сюда относятся поступки, не предусмотренные должностными обязанностями.

Например, решение должно приниматься несколькими лицами или вышестоящим руководителем. Превышение полномочий может осуществляться без корыстной цели.

Как показывает практика, уголовное наказание по таким делам применяется крайне редко, обычно преступления переквалифицируются в дисциплинарный проступок, если не удается доказать корыстный мотив.

Если в результате злоупотребления был причинен существенный вред или было применено оружие, то лицо, совершившее преступление, может получить реальный срок до 10 лет и лишиться права занимать определенные должности на срок до 5 лет.

Превышение и злоупотребление должностными полномочиями: в чем разница? Читайте об этом здесь.

Случаи из практики

  1. Сотрудники полиции города Ахтарска задержали гражданина Н в состоянии алкогольного опьянения и поместили его в камеру для административно задержанных.

    При этом его никуда не вывозили, в суд заявления об административном правонарушении не подавали, возможности связаться с адвокатом не предоставили.

    Гражданина незаконно продержали в камере 5 суток и выпустили без каких-либо сопровождающих документов.

    Из-за отсутствия нормального питания и медицинских препаратов у гражданина резко повысился уровень сахара, так как он страдает диабетом.

    Вследствие этого задержанный вынужден был лечь в больницу и пройти курс лечения. Действия полицейских повлекли за собой существенное ухудшение здоровья задержанного.

    За эти деяния стражи порядка были наказаны штрафом в размере их полугодовой зарплаты и уволены из органов.

  2. Следователь С. Вел дело о взятке. Изъятые денежные средства в размере 200000 рублей он не сдал в камеру хранения, а оставил их себе. При этом он пояснил, что не помнит всех обстоятельств дела. Сначала дело возбудили по статье 286, а затем переквалифицировали на 158 (кража) с использованием служебного положения.
  3. Директор школы фиктивно оформила своих родственников на должности охранников, сторожа и завхоза. При этом им регулярно начислялась зарплата, которую получала сама директор, а данные лица на работе вообще не появлялись. В отношении директора было возбуждено уголовное дело по ст 286 УК РФ.

Если должностное лицо в момент преступления находилось не на службе, то его будут судить как гражданского человека:

  1. Полицейский С., имея табельное оружие, применил его при ссоре с соседями. Он ранил одного гражданина и выстрелами повредил его автомобиль.

    Поскольку полицейский находился не на службе, то его судили как гражданское лицо, а не по 286 статье.

Понятие злоупотребления служебным положением

Данное понятие включает в себя злоупотребление властью и относится к наиболее опасным коррупционным преступлениям.

Преступной деятельность субъекта признается, если имеется совокупность следующих обстоятельств:

  • использование положения вопреки интересам службы;
  • наличие корыстной цели или действие в интересах третьего лица;
  • наличие ущерба другим гражданам или государственным интересам.

Обязательно должна просматриваться взаимосвязь между деяниями преступника и его служебным положением.

Преступление совершается из материальной выгоды или личной заинтересованности (месть, зависть, карьерное продвижение).

Данное преступление наказывается следующим образом:

  • штраф до 300000 руб;
  • лишение права работать во власти до 5 лет;
  • лишение свободы до 7 лет.

Примеры из жизни

  1. Оперуполномоченный, расследуя дело об избиении, внес в протокол ложные сведения о причинении вреда здоровью. Он умышленно по просьбе избивавшего уменьшил вред. В результате было вынесено постановление об отказа в возбуждении уголовного дела.

    А потерпевший был вынужден проходить лечение за свой счет. Своими действиями полицейский нанес ущерб потерпевшему, за что был приговорен судом к штрафу в размере 50000 рублей.

  2. Мер города Томска Макаров был осужден по нескольким статьям, одна из которых — злоупотребление властью.

    Он через свою родственницу вымогал деньги у представителей строительной организации за право выиграть аукцион на земельный участок под строительство. Осужденный свою вину не признал.

Должностные преступления составляют значительную часть всех правонарушений.

Они подрывают авторитет органов власти, способствуют потере доверия граждан к государству.

Единственная мера борьбы с ними — уголовное наказание. В начале 20 века подобные деяния наказывались сурово, предусматривали конфискацию имущества и лишение всех прав. Это было равносильно смерти.

Сейчас наказание намного мягче и круг преступлений значительно сужен. Каждое должностное лицо должно четко знать, какое наказание грозит ему за злоупотребление и четко осознавать последствия своих деяний.

О коррупции, как о злоупотреблении служебным положением, в этом видео:

Источник: https://ugkod.com/prestuplenie/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami-primery.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.