Злоупотребление должностными полномочиями влечет

Преступления должностных лиц

Злоупотребление должностными полномочиями влечет

Каждый чиновник или руководитель предприятия рискует подпасть под действие статьи уголовного кодекса о злоупотреблении служебными полномочиями. И дело даже не в самих служебных должностных преступлениях – обвинения могут быть выдвинуты даже без явного злого умысла, поскольку признаки преступления достаточно размыты.

Потому каждый, кто работает на госслужбе или занимает руководящую должность в компаниях государственной формы собственности, должен владеть необходимой информацией о данном правонарушении.

 В данной статье мы рассмотрим, какие существуют признаки злоупотребления должностными полномочиями, а также что делать, если вас обвиняют в должностном служебном преступлении.

Что считается злоупотреблением должностными полномочиями?

Согласно законодательству, под злоупотреблением должностными полномочиями подразумевается использование лицом своих служебных возможной для извлечения материальной или другой выгоды.

Действие должно быть совершено из корыстных мотивов и ведет к нарушению законных прав граждан или организаций. Как видно, формулировка недостаточно четкая, и под нее могут подпадать многие действия.

Кроме того, в уголовном кодексе есть очень похожее правонарушение – превышение служебных полномочий, и нужно разграничивать эти преступления.

Существуют обязательные признаки злоупотребления должностными полномочиями, с помощью которых можно точно определить, могут ли квалифицироваться конкретные действия по данной статье УК или нет. Вот они:

  • лицо, обвиняемое в должностном преступлении, имеет определенный круг полномочий, и действия были совершены в их пределах – может отдавать приказы, распоряжения, инструкции, которые обязательно должны исполняться подчиненными. Проще говоря, обвинить в злоупотреблении должностными полномочиями можно только члена руководящего состава госкомпании;
  • полномочия были использованы против тех интересов, ради которых лицо ими наделялось. Каждый чиновник или руководитель имеет ряд должностных обязанностей и соответствующий им круг полномочий. Если полномочия использовались в интересах, которые явно противоречат должностным обязанностям, это является признаком злоупотребления;
  • правонарушение было совершено с корыстными целями – конечной целью действий обвиняемого является улучшение собственного материального положения, выгода для родственников или других связанных с обвиняемых лиц, и эта выгода доказана.

Как видно из приведенных выше признаков преступления, каждый из них является обязательным для выдвижения обвинения именно в злоупотреблении служебным положением. Если не доказаны корыстные мотивы, но есть ущерб для граждан или организаций, речь может идти о преступной халатности.

Если же незаконное обогащение не ставится под сомнение, но для этого не использовались должностные полномочия, или лицо их попросту не имело, действия можно квалифицировать как взятку, но не как злоупотребление служебными полномочиями.

Потому следствию нужно доказать наличие всех вышеперечисленных признаков преступления.

Ответственность за преступления, совершаемые должностными лицами

Ответственность за преступление, квалифицируемое как злоупотребление служебными полномочиями, для государственных служащих предусматривается ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Поскольку подобные действия считаются общественно опасными, подрывают авторитет государственной власти и экономику страны, за них предусмотрено достаточно серьезное наказание:

  • если действия совершены без отягчающих обстоятельств – штраф до 80 тысяч рублей или в размере средней зарплаты за полгода, принудительные работы на срок до 4 лет, ограничение свободы на такой же срок. Кроме того, приговор может включать запрет занимать ряд должностей на срок до 5 лет;
  • те же действия, если они совершены лицом, которое занимает государственную должность Российской Федерации или ее субъекта, или является главой местного самоуправления – штраф до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты за 2 года, принудительные работы до 5 лет, лишение свободы на срок от 3 до 7 лет, а также запрет занимать те или иные должности;
  • если действия, совершенные в рамках первой или второй части статьи, привели к тяжким последствиям – лишение свободы на срок до 10 лет и запрет занимать определенные должности на тот же срок или пожизненно.

Что делать если вас обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями?

Учитывая формулировку статьи УК, под ее действие могут подпасть очень многие руководители. Что же делать, если против вас выдвинуты такие обвинения? Не стоит сразу пытаться доказать свою невиновность, первое, что нужно сделать – это обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Опытный адвокат по ст. 285 УК РФ проанализирует выдвинутые обвинения, доказательную базу по ним, другие обстоятельства дела, после чего предложит возможные стратегии поведения.

Если ситуация позволяет, адвокат соберет доказательства вашей невиновности и постарается закрыть дело еще на этапе досудебного расследования. Если же вина все-таки есть, действия адвоката будут направлены на уменьшение строгости наказания, в т.ч. путем переквалификации статьи в менее тяжкую.

В результате вы сможете минимизировать негативные последствия выдвинутых обвинений в злоупотреблении служебным положением.

Заключение

Обвинение в злоупотреблении служебным положением – достаточно частое явление для госчиновников и руководителей различного уровня. Если вы столкнулись с такой ситуаций, сразу обращайтесь к адвокату по уголовным делам, он сможет оперативно разобраться в ситуации и сделать все для защиты своего клиента.

Источник: https://advokat-osherov.ru/blog/priznaki-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Злоупотребление должностными полномочиями что это КОАП и УК РФ

Злоупотребление должностными полномочиями влечет

Как показывает практика, большой проблемой в современном госаппарате является соблазн лиц, занимающих определенное служебное положение, улучшить свои личные условия жизни за счет наделенной их власти. Для борьбы с подобным поведением законодателем была предусмотрена специальная уголовно-правовая норма.

Злоупотребление должностными полномочиями – это использование лицом, занимающим определенную должность, служебного положения в личных целях, которое выступает против интересов службы.

Ответственность за такое противоправное поведение противоправное поведение предусмотрено ст. 285 УК РФ.

Диспозиция включает несколько частей, предусматривающих свои санкции в зависимости от тяжести совершенного.

Что такое?

Использование своего рабочего положения в личных целях для получения корыстной выгоды, это не просто должностное преступление, а деяние, карающееся уголовным законом. В каждом противоправном действии присутствует основной объект, против которого и направлено поведение субъекта.

В рассматриваемом случае таковым выступают интересы гос. органов и служб, на должности в которых виновное лицо призвано выполнять трудовые обязанности. Под угрозой находятся не только интересы гос.

службы, но и ее нормальное функционирование, а в некотором смысле и репутация самого учреждения.

И здесь важно понимать, что любое, идущее вразрез с объектов действие управомоченного лица накладывает отпечаток на всю систему, в составе которой функционирует тот или иной гос. орган.

В качестве дополнительных объектов законодатель рассматривает интересы, а также права отдельных физ.лиц и некоторых организаций.

Состав уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 285 УК РФ, складывается при наличии в действиях лица признаков нарушения закона, направленных против основного объекта, а также в результате установления причинно-следственной связи между совершенными правонарушителем действиями и их последствиями.

Чтобы действие субъекта рассматривалось как противоправное деяние, должны выполняться следующие условия:

  • наличие действий, либо бездействие управомоченного лица, противоречащие основным интересам и задачам гос. службы или отдельного органа гос. власти;
  • возникшие последствия, сопровождающиеся нарушением прав и интересов отдельных физ. лиц или организаций;
  • связь между двумя вышеназванными элементами.

В качестве субъектом выступает управомоченное лицо, наделенное определенными полномочиями.

Применительно к конкретной норме уголовного права понятие должностных полномочий предполагает исполнение гражданином своих прямых обязанностей в рамках занимаемой должности, либо в силу предоставленных законом прав и возложенных на него обязанностей. Данные полномочия определяются на законодательном уровне, в то время как внутриведомственные НПА определяют лишь порядок их исполнения. Понятие должностного лица раскрывается в примечании ст. 285 УК РФ.

Важно заметить, что рассматриваемая уголовно-правовая норма предусматривает наказание не только за совершенные лицом действия, но и за его бездействие при наличии других признаков состава.

Обусловлено это тем, что действия, равно как и бездействие, могут повлечь определенные последствия, а неисполнение возложенных обязанностей и полномочий так же препятствует нормальному функционированию органа или службы, в которой осуществляет деятельность должностное лицо.

У каждого уголовного деяния есть свой провоцирующий на совершение преступления фактор (мотив). К числу таковых статья 285 относит следующие:

  • корысть;
  • личная заинтересованность.

И если первый обусловлен желанием получения сверх предусмотренного должностью вознаграждения, то второй не всегда связан с приобретением материальной или финансовой выгоды. Например, продвижение по служебной лестнице часто сопровождается совершением тех или иных противоречащих интересам службы действий.

Формы злоупотребления служебными полномочиями

На практике злоупотребление служебными полномочиями, в зависимости от объема возложенных на должностное лицо прав и обязанностей принимает самые разнообразные формы.

Яркими примерами подобного рода преступлений в 2019 году выступают следующие:

  • наделенное определенными полномочиями лицо использует выделенные государством средства не по прямому назначению;
  • должностное лицо осуществляет передачу имущества в аренду, намеренно занижая плату за пользование им;
  • использование трудовых ресурсов и средств труда в личных целях без соответствующего вознаграждения;
  • выдача разрешительного документа при отсутствии у гражданина или организации прав на его получение (например, выдача удостоверения на управление транспортным средством без предварительной сдачи экзамена);
  • фиктивное трудоустройство (сотрудник, числящийся в штате, фактически не исполняет трудовые обязанности);
  • неисполнение должностным лицом служебных полномочий (бездействие), позволяющее уход от ответственности (например, умышленное неприменение приставом принудительных мер к должнику).

Ответственность должностного лица

Последствия злоупотребления зачастую принимают серьезный характер, в связи с чем, санкции по статье предусматривают дополнительное наказание в виде лишения виновного лица возможности замещать определенные должности, либо отчуждения у права осуществлять некоторые виды деятельности на срок, установленный приговором суда. Помимо штрафа, принудительных работ, ареста и лишения свободы данная санкция предусмотрена по всем частям статьи.

Именно вменяемое должностному лицу преступление и определяет тяжесть его наказания. Часть третья рассматриваемой статьи применяется в отношении должностных лиц, совершивших уголовные деяния, предусмотренные первой и второй частями при условии того, что действия этих лиц повлекли тяжкие последствия.

Эта часть предусматривает наиболее суровые санкции в виде л/с сроком до десяти лет с обязательным лишением права замещения должности, либо осуществления определенного вида деятельности на срок до трех лет. При этом под тяжкими последствиями понимается ущерб значительных размеров, причинение смерти, крупные аварии, масштабные сбои производственного процесса и другие.

Отсутствие состава

Объективная сторона предусматривает обязательное наличие определенных признаков, при выпадении которых, а также при отсутствии мотива, деяние лица не может рассматриваться как уголовно наказуемое.

Например, действия, по сути подпадающие под рассматриваемою правовую норму, которые противоречат интересам службы, но совершенны с целью предотвращения грозящей человеку, обществу или государству опасности, считаются противозаконными только в случае превышения крайней необходимости.

К лицу, исполнявшим приказ непосредственного начальства карательные меры не применяются, если у первого не было мотива. В то же время осознанное исполнение приказа или распоряжения влечет ответственность предусмотренную законом на общих основаниях.

Важно отметить следующий факт: действия лица, не связанные с его служебным положением, и не противоречащие интересам гос. органа, не могут квалифицироваться по рассматриваемой правовой норме.

Например, если занимающий определенную должность гражданин использует свой авторитет или имеющиеся у него личные отношения при условии того, что последние никоим образом не связаны с его служебным положением.

Помимо этого, при расследовании подобной категории дел особое внимание уделяется присутствию определенного мотива, корыстных целей или личной заинтересованности, а также основному объекту данного преступления (причинение вреда интересам гос. службы или органов власти).

Злоупотребление должностными полномочиями — это совокупность основных признаков состава данного преступления, предусмотренного действующим УК РФ, в действиях правонарушителя должен просматриваться мотив, а последствия для потерпевшего быть существенными.

Возможно вам будет интересна статья: Хищение бюджетных средств. Статья в УК РФ.

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ

Источник: https://irg77.ru/pravo/ugolovnoe-pravo/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami-chto-eto/

Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. Понятие. Проблемы квалификации

Злоупотребление должностными полномочиями влечет

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

В соответствии с действующим уголовным законодательством под злоупотреблением должностными полномочиямипонимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло су­щественное нарушение прав и законных интересов граждан или, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Основным непосредственным объектом преступления, пре­дусмотренного ст. 285 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенного зве­на системы государственной или муниципальной службы.

В качестве дополнительного непосредственного объекта выступают права и законные интересы граждан или организаций ли­бо охраняемые законом интересы общества или государства, не свя­занные с интересами государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Объективная сторона преступления предусматривает нали­чие трех элементов:

1) использование должностным лицом своих служебных полно­мочий вопреки интересам службы;

2) причинение таким незаконным использованием служебных полномочий социально опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинную связь между использованием должностным лицом служебных полномочий вопреки интересам службы и наступлением указанных последствий.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.

В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Использование конкретных служебных полномочий должност­ного лица следует отличать от злоупотребления служебным положе­нием.

Состав преступления — материальный, оно признается оконченным с момента наступления последствий в виде существенного нару­шения прав и законных интересов граждан или организаций либо ох­раняемых законом общественных или государственных интересов.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Обязательный признак субъективной стороны — мотив: корыст­ная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность состоит в стремлении должност­ного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кре­дита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Под иной личной заинтересованностью согласно п. 16 постанов­ления Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г.

№ 19 «О судебной прак­тике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» следует понимать стремле­ние должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семействен­ность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо во­проса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285, специ­альный: должностное лицо, не относящееся к категории лиц, зани­мающих государственные должности Российской Федерации или субъекта Федерации либо должность главы органа местного само­управления.

Квалифицирующие признаки:деяние,совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления; деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия (Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным частью 3 статьи 285 УК РФ и пунктом “в” части 3 статьи 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.).

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Под превышением должностных полномочий понимается со­вершение должностным лицом действий, явно выходящих за пре­делы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст.

286 УК РФ). Основной непосредственный объект общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенного зве­на системы государственной или муниципальной службы.

В качестве дополнительного непосредственного объекта могут быть права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы об­щества и государства. Кроме того, в ч. 3 ст. 286 УК РФ дополнитель­ным объектом является здоровье граждан.

В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Объективная сторона преступления, изложенного в ч. 1 ст.

286 УК РФ, состоит из следующих трех элементов: совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; наличие последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых за­коном интересов общества или государства; причинная связь между действиями должностного лица и на­ступлением указанных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется нали­чием прямого или косвенного умысла. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286, специальный: должностное лицо, не занимающее государственную долж­ность Российской Федерации или субъекта Федерации либо долж­ность главы органа местного самоуправления.

Квалифицированный состав преступления установлен в ч. 2 ст. 286.

Квалифицирующими признаками являются совершение превы­шения должностных полномочий: лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации; лицом, занимающим государственную должность субъекта Фе­дерации; главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав преступления содержится в ч. 3 ст. 286 — деяния, предусмотренные ч. 1,2 ст. 296 УК РФ, если они совершены: с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; – с причинением тяжких последствий.

Под применением насилия при превышении должностных полно­мочий понимается физическое воздействие на потерпевшего путем причинения побоев, вреда здоровью, физической боли, а также лише­ние его свободы.

Важной проблемой определения состава злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий является определение субъекта преступления. Затруднения эти касаются квалификации действий должностного лица, когда оно совершает недолжностное преступление, разграничения составов преступлений при злоупотреблении и превышении должностных полномочий между собой.

Немало вопросов связано с квалификацией соучастия в должностном преступлении, когда одним из виновных является недолжностное лицо. Центральным вопросом при рассмотрении составов злоупотребления и превышения должностных полномочий является определение субъекта – должностного лица.

Необходимо отметить, что помимо общих признаков – достижения возраста уголовной ответственности (16 лет) и вменяемости (ст. ст. 19 – 20 УК РФ) в примечании 1 к ст. 285 УК РФ указаны дополнительные признаки, необходимые для признания лица субъектом рассматриваемых преступлений. Их можно разделить на функциональные и локальные.

Функциональные включают основные направления деятельности, перечень прав и обязанностей. Локальные указывают на статус органов или учреждений, где данное лицо осуществляет свою деятельность.

Источник: https://studopedia.ru/6_110388_zloupotreblenie-dolzhnostnimi-polnomochiyami-i-previshenie-dolzhnostnih-polnomochiy-ponyatie-problemi-kvalifikatsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.