Злоупотребление должностными полномочиями состав преступления

Злоупотребление полномочиями. Состав и виды этого преступления

Злоупотребление должностными полномочиями состав преступления

В качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект – права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объективная сторона преступления – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.

При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.

Субъективная сторона выражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект – специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Объективная сторона – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочий следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Субъективная сторона – прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.

Субъект – должностное лицо.

Незаконные приобретения, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретения, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Состав и виды этого преступления.

Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ Объект – здоровье населения. Предмет: наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги в крупном размере.

Наркотические средства – вещества синтетического (героин) или естественного (опий, кокаин) происхождения, препараты, растения или их части, включенные в перечень наркотических средств. Психотропные вещества – включенные в перечень психотропных веществ природные или синтетические вещества, оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему.

Их аналоги – утвержденные специальным списком вещества, обладающие свойствами наркотических и психотропных веществ. Крупный размер – выраженное в граммах количество наркотического, психотропного вещества или их аналогов, содержащихся во второй колонке списков 1, 2, 3, утвержденных постановлением Правительства РФ от 0 7)0 2)2006 г.

№ 7 6)Особо крупный размер – выраженное в граммах количество наркотического, психотропного вещества или их аналогов, содержащихся в третьей колонке списков 1, 2, 3, утвержденных постановлением Правительства РФ от 0 7)0 2)2006 г.

№ 7 6) Объективная сторона Приобретение – получение в результате любой сделки, сбор, присвоение найденных, бесхозных наркотических средств или психотропных веществ. Хранение – любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного при себе, в помещении, в тайнике и других местах.

Перевозка – перемещение любым видом транспорта независимо от способа транспортировки и места хранения из одного места нахождения в другое. Изготовление – умышленные действия, направленные на получение из наркотических растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких, готовых к использованию и потреблению.

Переработка – действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств или психотропных веществ, а также получение на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами. Окончено с момента совершения любого действия в крупном размере. Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект общий (с 16 лет).

Источник: https://studopedia.ru/7_163220_zloupotreblenie-polnomochiyami-sostav-i-vidi-etogo-prestupleniya.html

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Понятие, состав и виды

Злоупотребление должностными полномочиями состав преступления

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге».

Злоупотребление д/п –исполнение должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстных или иной личной заинтересованности повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объект –общественные отношения, обеспечивающие функции публичной власти, её органов, учреждений в соответствии с их задачами, а также их авторитет.

Дополнительный объект – конституционные права человека и гражданина и иные интересы, в т.ч. и экономические.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями характеризуется следующими обязательными признаками в их совокупности:

1) деяние в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинная связь между деянием и последствием.

Новая редакция нормы об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями исключает уголовную ответственность за использование должностным лицом авторитета занимаемой должности, служебных связей.

Конкретные формы злоупотребления должностными полномочиями могут быть самыми разнообразными (сферы деятельности должностных лиц весьма различны), они могут быть осуществлены в виде как действия, так и бездействия (умышленное несовершение должностным лицом каких-либо действий по службе, которые оно обязано совершить и для совершения которых имеет реальную возможность). Интересы службы, служебный долг, вопреки которым должностное лицо использует свои служебные полномочия, определяются объемом обязанностей лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов и трудового договора с государственными или иными предприятиями и организациями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству.

Обязательным признаком объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является наличие общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Данное последствие может выражаться в виде реального материального ущерба, в упущенной выгоде, а также в причинении иного вреда различным интересам (в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п.).

При решении вопроса о существенности нарушения прав и законных интересов следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4.

Так как “существенное нарушение” – понятие оценочное, то при этом необходимо учитывать число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда, степень отрицательного влияния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба и т.п.

С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями – умышленное преступление. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Субъект сознает общественную опасность злоупотребления должностными полномочиями, т.е.

что совершает действия вопреки интересам службы, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав, законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и желает их наступления или не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.

Наличие мотива преступления в составе, предусмотренном ст. 285 УК, обязательно. Он определен в законе как корыстная или личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность – стремлении д/л получить посредством злоупотребления должностными полномочиями какой-либо имущественной выгоды с незаконного безвозмездного изъятия государственных средств в свою собственность или собственность других лиц, например получить вне очереди квартиру для себя или своих родственников.

Иная личная заинтересованность – стремление д/л извлечь выгоду неимущественного характера: угодить начальству, карьеризм, кумовство и т.д.

Субъектомзлоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо, которое кроме общих признаков субъекта преступления обладает рядом специальных.

Они относятся к характеру осуществляемых лицом постоянно, временно или по специальному полномочию функций, вытекающих из его служебного положения или должности, на которую он временно назначен специальным поручением вышестоящего начальника.

Квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями является совершение действий, предусмотренных ч. 1 ст. 285, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

К лицам, занимающим должности РФ, относятся те, кто занимает должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ, – это лица, должности которых установлены конституциями или уставами субъектов РФ.

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством, судами.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Органы местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т.д.

) не входят в систему органов государственной власти.

Федеральным государственным служащим является гражданин, занимающий в порядке, установленном Положением о федеральной государственной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., оплачиваемую государственную должность. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г.

утвержден реестр государственных должностей федеральных государственных служащих и рекомендовано субъектам Федерации утвердить реестры государственных должностей государственных служащих субъектов РФ.

Федеральные государственные служащие занимают высшие, главные ведущие, старшие и младшие государственные должности в Администрации Президента и Совете Безопасности, в аппаратах палат Федерального Собрания, аппаратах Правительства и федеральных органов исполнительной власти, Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Генеральной прокуратуры, Центральной избирательной комиссии.

Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями является причинение ими тяжких последствий (ч. 3), к которым можно отнести: дезорганизацию работы учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.д.

Источник: https://cyberpedia.su/14x5398.html

Злоупотребление служебными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями состав преступления

Судебная практика богата случаями совершения преступления в формате превышения своих полномочий лицами, занимающими должности в государственных структурах. За подобные деяния предусмотрена ответственность по Уголовному Кодексу, а в случае причинения серьезного ущерба в качестве наказания могут быть назначены достаточно жесткие санкции, вплоть до лишения свободы.

 Характеристика и определения преступления

Злоупотребление служебными полномочиями – это осуществление определенных действий, которые являются частью должностных обязанностей, но при этом они не вызваны со служебной необходимостью, а являются способом удовлетворения корыстных интересов.

Привлечение к ответственности возможно, если лицо при исполнении служебных обязанностей намеренно не выполняет возложенные на него обязательства, в результате которых он получает собственную материальную выгоду.

Существует еще несколько видов подобных нарушений, которые заключается в неправомерном продвижении по службе, покровительстве и выплате не заслуженных премий. За злоупотребление должностными полномочиями к ответственности могут быть привлечены лица, которые официально находятся при исполнении своих полномочий, согласно должностной инструкции:

  • Работники государственных органов.
  • Сотрудники органов местной власти.
  • Должностные лица государственных компаний, корпораций и других организаций в которых контрольный пакет акций принадлежит государству.

В каком случае нет превышением полномочий:

  1. К превышению служебных полномочий не относятся действия, когда они были необходимы для устранения реальной опасности для граждан и государства, если сделать это другим способом было невозможно. Для отнесения деяния к правомерному, требуется соблюдение обязательного условия, которое заключается в отсутствии превышения границы крайней необходимости.
  2. Не будет считаться превышением служебных полномочий действия, которые были выполнены по официальному приказу или распоряжению вышестоящего руководства.
  3. Не относиться к превышению служебных полномочий действия, в результате которых должностные лица применяет не свои служебные полномочия, а собственные связи или личный авторитет.

Состав противоправного деяния

Злоупотребления должностными полномочиями можно квалифицировать, в соответствии действующего законодательства, что означает установление его состава:

  • Субъектом преступления считается должностное лицо при исполнении служебных полномочий. Обычный гражданин не может совершить подобное преступление. Еще одним обязательным условием, является совершение виновным преступления в пределах своих полномочий. Если деяние было совершено не во время прямого выполнения возложенных на человека обязанностей, к ответственности он привлечен не будет.
  • Объективной стороной подобного правонарушения является активное действие должностного лица, которые существенно увеличивают его полномочия, выходящие за рамки установленных правил.
  • Субъективной стороной превышения должностных полномочий является совершение преступления с присутствием умысла, который может быть прямым или косвенным.
  • Мотив совершения преступного деяния в формате данного преступления во внимание не принимают.

Состав, квалифицирующий данный вид преступлений

По первой части статьи превышения должностных полномочий, квалифицирующие признаки отсутствуют.  Другие части предусматривают ужесточение наказания при наличии следующих характеристик:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  • Злоупотребление служебными полномочиями было допущено со стороны человека, занимающего должность федерального, муниципального или регионального уровня.
  • Во время совершения преступного деяния злоумышленник применяет в отношении жертвы насилие. Вне зависимости от формы насильственного воздействия (физическое или психологическое), преступное деяние будет иметь соответствующую квалификацию.
  • Применение в отношении потерпевшего оружия или специальных средств. Не имеет значение, какой вид оружия применялся злоумышленником: холодное, огнестрельное или другой вид.
  • Результаты совершенного преступления имеют тяжелые последствия для потерпевшего. Подобная характеристика определяется исходя из оценки уровня причиненного ущерба.

Меры наказания

В Уголовном Кодексе имеется описание деяний, которые могут быть расценены как превышение и злоупотребление служебными полномочиями. В зависимости от тяжести совершенного поступка, злоумышленнику будет назначено соответствующее наказание, по статье 285:

  • Наложение обязательства по выплате суммы штрафа в объеме не более 80 000 рублей или официально полученного дохода за шесть месяцев.
  • Наложение судебного запрета на возможность заниматься определенными видами деятельности на период не более пяти лет.
  • Привлечение к выполнению трудовой деятельности принудительного характера сроком до четырех лет.
  • в местах заключения на период до четырех лет.
  • под арестом в течение 4-6 месяцев.

Для лиц, злоупотребляющих должностными полномочиями, которые занимают должности федерального, регионального или муниципального уровня предусмотрены более серьезные меры наказания:

  • Размер штрафа увеличивается и может варьироваться в пределах от ста до трехсот тысяч рублей.
  • Вместо штрафных санкций с преступника может быть удержана сумма, равной его доходу за два года.
  • Наложение обязательств по выполнению принудительных работ на срок до пяти лет.
  • Запрет заниматься определенными видами трудовой деятельности, максимум три года.
  • под стражей для лица, превысившего служебные полномочия, на срок не более 7-ми лет.

Если превышение служебных полномочий повлекло за собой причинения тяжких последствий, злоумышленнику будет назначено:

  • Лишение на период от 3 до 10 лет.
  • Лишение возможности занимать установленные законом должности в государственных структурах.

Мера наказания будет избираться судом в зависимости от тяжести преступного деяния.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/zloupotreblenie-sluzhebnymi-polnomochiyami/

7. Злоупотребление должностными полномочиями: состав преступления

Злоупотребление должностными полномочиями состав преступления

Статья285. Злоупотребление должностнымиполномочиями

1.Использование должностным лицом своихслужебных полномочий вопреки интересамслужбы, если это деяние совершено изкорыстной или иной личной заинтересованностии повлекло существенное нарушение прави законных интересов граждан илиорганизаций либо охраняемых закономинтересов общества или государства, –

наказываетсяштрафом в размере до восьмидесяти тысячрублей или в размере заработной платыили иного дохода осужденного за периоддо шести месяцев, либо лишением правазанимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностьюна срок до пяти лет, либо принудительнымиработами на срок до четырех лет, либоарестом на срок от четырех до шестимесяцев, либо лишением свободы на срокдо четырех лет.

2.То же деяние, совершенное лицом, занимающимгосударственную должность РоссийскойФедерации или государственную должностьсубъекта Российской Федерации, а равноглавой органа местного самоуправления,-

наказываетсяштрафом в размере от ста тысяч до трехсоттысяч рублей или в размере заработнойплаты или иного дохода осужденного запериод от одного года до двух лет, либопринудительными работами на срок допяти лет с лишением права заниматьопределенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок дотрех лет или без такового, либо лишениемсвободы на срок до семи лет с лишениемправа занимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностьюна срок до трех лет или без такового.

3.Деяния, предусмотренные частями первойили второй настоящей статьи, повлекшиетяжкие последствия, –

наказываютсялишением свободы на срок до десяти летс лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определеннойдеятельностью на срок до трех лет.

Примечания.1.

Должностными лицами в статьях настоящейглавы признаются лица, постоянно,временно или по специальному полномочиюосуществляющие функции представителявласти либо выполняющиеорганизационно-распорядительные,административно-хозяйственные функциив государственных органах, органахместного самоуправления, государственныхи муниципальных учреждениях, государственныхкорпорациях, государственных компаниях,государственных и муниципальныхунитарных предприятиях, акционерныхобществах, контрольный пакет акцийкоторых принадлежит Российской Федерации,субъектам Российской Федерации илимуниципальным образованиям, а также вВооруженных Силах Российской Федерации,других войсках и воинских формированияхРоссийской Федерации.

2.Под лицами, занимающими государственныедолжности Российской Федерации, встатьях настоящей главы и других статьяхнастоящего Кодекса понимаются лица,занимающие должности, устанавливаемыеКонституцией Российской Федерации,федеральными конституционными законамии федеральными законами для непосредственногоисполнения полномочий государственныхорганов.

3.Под лицами, занимающими государственныедолжности субъектов Российской Федерации,в статьях настоящей главы и другихстатьях настоящего Кодекса понимаютсялица, занимающие должности, устанавливаемыеконституциями или уставами субъектовРоссийской Федерации для непосредственногоисполнения полномочий государственныхорганов.

4.Государственные служащие и муниципальныеслужащие, не относящиеся к числудолжностных лиц, несут уголовнуюответственность по статьям настоящейглавы в случаях, специально предусмотренныхсоответствующими статьями.

Злоупотреблениедолжностными полномочиями (ст. 285УК) относитсяк числу преступлений средней тяжести,однако при наличии квалифицирующихобстоятельств, предусмотренных ч. 2 и 3ст. 285 УК, оно становится тяжкимпреступлением.

Законопределяет злоупотреблениедолжностными полномочиями какиспользование должностным лицом своихслужебных полномочий вопреки интересамслужбы, если это деяние совершено изкорыстной или иной личной заинтересованностии повлекло существенное нарушение прави законных интересов граждан илиорганизаций либо охраняемых закономинтересов общества или государства.

Непосредственнымобъектомзлоупотреблениядолжностными полномочиями являетсянормальная деятельность конкретногозвена публичного аппарата управленияв лице государственных органов, органовместного самоуправления, государственныхи муниципальных учреждений или жеаппарата управления в ВооруженныхСилах, других войсках и воинскихформированиях РФ. Наряду с основнымнепосредственным объектом можно говоритьи о дополнительныхобъектах для данногопреступления, которые в зависимости отобстоятельств совершения преступлениямогут быть в виде конституционных прави свобод человека и гражданина,имущественных и иных экономическихинтересов граждан, организаций илигосударства и т. д.

Объективнаястороназлоупотреблениядолжностными полномочиями включает всебя три обязательных признака: 1)использование должностным лицом своихслужебных полномочий вопреки интересамслужбы; 2) наступление последствий ввиде существенного нарушения прав изаконных интересов граждан или организацийлибо охраняемых законом интересовобщества или государства; 3) причиннуюсвязь между деянием и последствием.

Законговорит об использованиидолжностными лицами своих полномочий,ане служебного положения.

Обязательнымэлементом объективной сторонызлоупотребления должностными полномочиямиявляется существенноенарушениеправи законных интересов граждан илиорганизаций либо государственных илиобщественных интересов, охраняемыхзаконом. Только при условии наступленияэтого последствия злоупотреблениевластью или служебным положениембудет оконченнымпреступлением.

Субъектомзлоупотреблениядолжностными полномочиями может бытьтолько должностноелицо.Признакиэтого понятия подробно рассмотрены впредыдущем параграфе.

С субъективнойсторонызлоупотреблениедолжностными полномочиями — преступление,совершаемое с прямымили косвеннымумыслом.

Виновноедолжностное лицо сознает общественнуюопасность деяния, что оно действует илибездействует вопреки интересам службыс использованием служебных полномочий,результатом чего может быть наступлениепоследствий, существенно вредных дляохраняемых законом прав и интересовграждан, организаций либо государственныхили общественных интересов, и желаетлибо сознательно допускает наступлениеэтих последствий. В отношении последствийумысел виновного чаще всего бываетнеконкретизированным, когда лицопредвидит размер вредных последствийлишь в общих чертах, но желает либодопускает любые из возможных последствий.

Обязательнымпризнаком субъективной стороныдолжностного злоупотребленияявляется мотив,определенныйв законе как корыстнаяили иная личная заинтересованность.

Злоупотреблениемдолжностными полномочиями из корыстнойзаинтересованностиследуетсчитать такие неправомерные действиядолжностного лица, которые совершеныс целью получить имущественную выгодубез незаконного безвозмездного обращениячуждого имущества в свою собственностьили собственность других лиц.

Квалифицированнымивидамизлоупотреблениядолжностными полномочиями являетсясовершение этого деяния лицом,занимающим государственную должностьРоссийской Федерации или государственнуюдолжность субъекта Российской Федерации,а равно главой органа местногосамоуправления(ч.2 ст. 285), а также использование должностнымлицом своих служебных полномочий вопрекиинтересам службы, если это деяниесовершено из корыстной или иной личнойзаинтересованности и повлеклотяжкие последствия(ч.3 ст. 285). 

Приквалификации по ч. 3 ст. 285 УК должен бытьдоказан умысел на причинение тяжкихпоследствий: предвидение хотя бывозможности их наступления и желаниеили сознательное допущение (безразличноеотношение) этого. Если при этом потерпевшийлишается жизни или причиняется тяжкийвред его здоровью, ответственностьнаступает по совокупности ч. 3 ст. 285 ист. 105 (111) УК.

8. Категоризацияпреступлений и ее значение.Ст.15 УК РФ

Статья15. Категории преступлений

1.В зависимости от характера и степениобщественной опасности деяния,предусмотренные настоящим Кодексом,подразделяются на преступления небольшойтяжести, преступления средней тяжести,тяжкие преступления и особо тяжкиепреступления.

2.Преступлениями небольшой тяжестипризнаются умышленные и неосторожныедеяния, за совершение которых максимальноенаказание, предусмотренное настоящимКодексом, не превышает трех лет лишениясвободы.

3.Преступлениями средней тяжести признаютсяумышленные деяния, за совершение которыхмаксимальное наказание, предусмотренноенастоящим Кодексом, не превышает пятилет лишения свободы, и неосторожныедеяния, за совершение которых максимальноенаказание, предусмотренное настоящимКодексом, превышает три года лишениясвободы.

4.Тяжкими преступлениями признаютсяумышленные деяния, за совершение которыхмаксимальное наказание, предусмотренноенастоящим Кодексом, не превышает десятилет лишения свободы.

5.Особо тяжкими преступлениями признаютсяумышленные деяния, за совершение которыхнастоящим Кодексом предусмотренонаказание в виде лишения свободы насрок свыше десяти лет или более строгоенаказание.

6.

С учетом фактических обстоятельствпреступления и степени его общественнойопасности суд вправе при наличиисмягчающих наказание обстоятельств ипри отсутствии отягчающих наказаниеобстоятельств изменить категориюпреступления на менее тяжкую, но неболее чем на одну категорию преступленияпри условии, что за совершение преступления,указанного в части третьей настоящейстатьи, осужденному назначено наказание,непревышающее трех летлишения свободы, или другое более мягкоенаказание; за совершение преступления,указанного в части четвертой настоящейстатьи, осужденному назначено наказание,непревышающее пяти летлишения свободы, или другое более мягкоенаказание; за совершение преступления,указанного в части пятой настоящейстатьи, осужденному назначено наказание,непревышающее семи летлишения свободы.

Категоризацияпреступлений, ее значение.               

Категоризацияп. – это разделение их на группы по темили иным критериям.

Триразновидности:

1)По характеру и степени общественнойопасности (небольшой тяжести, средней,тяжкие, особо тяжкие)

2)По родовому объекту посягательств(против жизни и здоровья, мира и безоп)

3)По характеру общественной опасности (простые, квалифицированные,привилегированные)

1)Характер и степень общественной опасности(ст.15 УК):

 а) небольшойтяжести (умышленные и неосторожные смаксимальной санкцией до трёх летлишения свободы);

б)средней тяжести (умышленные с максимальнымнаказанием до 5 лет лишения свободы инеосторожные с максимальной санкцией,превышающей 3 года лишения свободы);

в)тяжкие (умышленные) преступления смаксимальной санкцией до десяти летлишения свободы);

г)особо тяжкие (умышленные преступленияс санкцией свыше десяти лет лишениясвободы или более строгой).

Общимоснованием категоризации преступленийназваны характери степень общественнойопасности деяний. Последниеконкретизированы формойвины и величиной санкций ввиде максимального срока лишениясвободы.

-Вина и санкции служат критериямиклассификации преступлений в подавляющембольшинстве зарубежных кодексов

Характеробщественной опасности формируют четыреподсистемы элементов преступления:

1)Объект посягательства – однородные иразнородные (против жизни, экономические).

2) преступных последствий –экономических, физических,социально-психологических.

3)Форма вины – умышленные и неосторожные

4)Способы совершения – насильственныеили без насилия, групповое илииндивидуальное, обманные или нет, соружием и без, с использованиемдолжностного положения и нет.

Степеньобщественной опасности – количественнаявыраженность элементов состава:

Разницапричиненного ущерба и вреда объектампосягательства (личность, общество,государство)

Субъективныеэлементы  – степень вины, степеньнизменности мотивации и цель

Опасностьспособов

Соотношениехарактера и степени общественнойопасности суть взаимодействия качестваи количества таковой.

Правовое значение категоризации состоит в том, что категории преступлений учитываются, например, при определении рецидива преступлений (ст. 18 УК РФ), при установлении уголовной ответственности за приготовление к преступлению (ч. 2 ст. 30 УК РФ); при уяснении признаков преступного сообщества (ч. 4 ст. 35 УК РФ) и др.

Источник: https://studfile.net/preview/10909022/page:6/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.