К видам уголовного наказания относятся

Виды наказаний

К видам уголовного наказания относятся

В уголовно-правовом понимании система наказаний – это установленный уголовным законом исчерпывающий перечень конкретных видов наказаний, расположенных по степени их сравнительной строгости.

Действующее законодательство (ст. 44 УК России) предусматривает следующие виды наказаний:

– штраф;

– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

– лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

– обязательные работы;

– исправительные работы;

– ограничение по военной службе;

– конфискация имущества (исключён);

– ограничение свободы;

– арест;

– содержание в дисциплинарной воинской части;

– лишение свободы на определенный срок;

– пожизненное лишение свободы;

– смертная казнь.

По сочетаемости наказания делят на:

– основные (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь);

– дополнительные (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград,);

– смешанные (штраф, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

По объему карательного воздействия наказания разделяются на:

– связанные с изоляцией от общества;

– не связанные с изоляцией от общества;

– исключительное.

По юридическому содержанию наказания классифицируются на:

– связанные с исправительным воздействием;

– не связанные с исправительным воздействием.

Статья 46. Штраф

1. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.

(часть первая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Штраф устанавливается в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

3.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет.

(часть третья в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

4. Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

5. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2009 N 215-ФЗ)

3.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

Статья 48. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Источник: https://studopedia.ru/view_ugolovnoepravo.php?id=84

Егэ 2013 по обществознанию: из учебника. (право в системе социальных норм.)

К видам уголовного наказания относятся
sh: 1: –format=html: not found

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.

По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Все социальные нормы представляют собой правила поведения общего характера, т. е.

рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения — экономические, политические, социально?культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном.

Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма.

Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов — табу.

По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась.

Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления — государства — и появления нового вида социальных регуляторов — права.

Формирование права шло несколькими путями. Во?первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению.

Во?вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации.

Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно?организованного общества и создавая юридические прецеденты. В?третьих, государство само «творило» право путем издания специальных нормативных актов.

В политической и юридической науке нет единства в понимании сущности права.

В соответствии с нормативистским подходом (безоговорочно принятым советской юриспруденцией) право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Этот подход подчеркивает зависимость права от государственной воли. Социологическая школа рассматривает право как деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия.

Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.

Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Право характеризуется следующими признаками: а) нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

б) общеобязательностью — правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений;

в) формальной определенностью — правовые нормы выражены в словесно?письменной форме и закреплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью определенности и ясности;

г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;

д) гарантированностью государством — реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства;

е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты;

г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения;

д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения.

В этом проявляется его относительная независимость и свобода.

Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой?либо определенный вариант действий.

Источник: https://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=38470&chapterid=2961

Основные виды и система наказаний в уголовном праве

К видам уголовного наказания относятся

Каждый из нас понимает, что такое наказание, это слово известно нам с детства, но правильно ли мы понимаем его значение в современном мире? В теории уголовного права понятие, виды и система наказаний являются центральным институтом. Существует даже дисциплина уголовно-исполнительного права, которая изучает виды наказания и способы реализации. Что такое наказание вообще, каких видов оно бывает, для чего нужно? На все эти вопросы мы постараемся ответить.

Что такое наказание и система наказаний

Мы будем рассматривать наказание с точки зрения уголовного права. Именно поэтому под наказанием понимается мера воздействия на человека, совершившего преступление.

Наказание обязательно должно основываться на нормах закона, запрещается применять такие виды наказаний, которых нет в законе. Виды и система наказаний определены в Уголовном кодексе РФ в порядке от менее строго к более строгому.

Начинается перечень с штрафа и заканчивается смертной казнью.

Под системой наказаний понимается исчерпывающий перечень существующих видов наказаний, которые строго обязательны для судов при вынесении решений. Все наказания расположены в зависимости от своих функций, характера и тяжести.

Требования к системе наказаний и цели

Понятие видов и системы уголовных наказаний мы разобрали, теперь отметим, какие требования выдвигаются к системе наказаний:

  1. Система должна быть целостной, единой, каждый из элементов должен быть связан между собой.
  2. Система подразумевает иерархичность и последовательность от самого мягкого к самому суровому наказанию.
  3. Все элементы системы взаимно дополняют один другой и при необходимости могут заменять друг друга.

Понятие цели системы и видов наказаний сводится к трем основным элементам. Это восстановление социальной справедливости – виновный должен понести наказание, ограничивающее какие-либо его права, ведь своим преступлением он тоже ограничил или вовсе лишил другого каких-то прав.

Исправление осужденного также является целью наказания, ведь в первую очередь оно применяется для того, чтобы виновный понял опасность своего поведения и не совершал этого впредь.

Предупреждение совершения новых преступлений нацелено на то, что окружающие видя, как карается противоправное поведение, сами не будут совершать преступления.

Принципы системы наказаний

В уголовном праве система и виды уголовных наказаний строятся на следующих принципах:

  1. Законность – все наказания устанавливаются УК РФ, нет других законов, которые могли бы дополнить список, ввести новое наказание. Все изменения в первую очередь касаются Уголовного кодекса.
  2. Личная ответственность – наказание применяется в отношении конкретного человека, который виновен в совершении определенного преступления. Нельзя назначить наказание родственнику, близкому лицу за то, что совершил виновный.
  3. Справедливость – важен принцип соизмеримости, при котором вид наказания должен быть соизмерим совершенному виновным деянию. Виды преступлений и система наказаний тесно взаимосвязаны между собой. Чем тяжелее преступление, тем строже будет наказание, которое применяется к нарушителю. Нельзя за кражу приговорить человека к смертной казни или за убийство назначить штраф.
  4. Гуманизм – на первом месте всегда стоят права и свободы человека. Ограничение такого важного права, как свобода передвижения, возможно только по тяжким и особо тяжким преступлениям. Законодатель стремится применить любые меры воздействия для исправления виновного без лишения свободы.

Виды наказаний по характеру элементов

В теории существует огромное множество самых различных видов и систем наказаний, мы рассмотрим наиболее распространенные и информативные, по которым можно увидеть сущность системы наказаний. По характеру структурных элементов наказания делятся на:

  1. Те, что связаны с лишением или ограничением свободы. К таким видам наказания относятся арест, ограничение свободы, лишение свободы на какой-то конкретный срок или пожизненно, содержание в воинской части дисциплинарной. По названию и примерам видно, что это те наказания, которые так или иначе ограничивают право человека на свободу передвижения. В данном случае подразумевается изоляция виновного от общества.
  2. Обратная группа – наказания, не связанные со свободой виновного. Это все остальные наказания, например, штраф, различного рода работы, ограничения по службе, лишение права трудиться по определенной специальности, занимать конкретную должность, лишение звания, награды, классного чина.

Виды наказаний по воздействию на осужденного

Система и виды наказаний в уголовном праве делятся также в зависимости от того, каким образом они воздействуют на виновного. В зависимости от этого также выделяются две группы:

  1. Наказания, которые оказывают исправительное воздействие на виновного. Например, это исправительные или обязательные работы, ограничение по службе, арест, лишение или ограничение свободы. Так или иначе все эти наказания связаны с прямым воздействием на нарушителя.
  2. Наказания, которые не имеют исправительного воздействия на виновного. Это штраф, лишение права находиться на конкретной должности, заниматься определенной деятельностью, лишение награды, чина.

Классификация по характеру причиняемых лишений

Важнейшим основанием для деления видов и системы наказаний является то, на какие права и свободы ориентируется наказание, на что оно воздействует. Исходя из вышеуказанных классификаций, мы видим, что наказания по природе своей очень разнообразны и многогранны. По такому основанию выделяются следующие виды наказаний:

  1. Наказание, имеющее моральное воздействие на нарушителя – это лишение наград, звания, классного чина. Ориентируется на моральное состояние человека, затрагивает лишь духовную сторону личности.
  2. Ограничение определенных прав, это лишение права заниматься той или иной работой, занимать должность. Ориентируется на конкретную службу, должность, для каждого человека это наказание индивидуально, срок лишения также определяется индивидуально.
  3. Материальные лишения воздействуют на такие ресурсы, как труд и финансы виновного. К такой разновидности относятся штраф, разного рода работы.
  4. Наказания, оказывающие влияние на свободу передвижения человека. Сюда относятся все виды наказания, связанные с лишением или ограничением свободы нарушителя – лишение свободы пожизненно или на определенный срок, содержание в дисциплинарной части военных и иное.

Основные наказания

Центральной классификацией является деление преступлений в зависимости от порядка назначения наказания. Первой группой по такому основанию являются основные наказания. Это те, что не могут назначаться как дополнительные, их нельзя присоединять к другим видам наказания.

Они могут назначаться только как самостоятельные, являясь центральными. Такие виды наказаний отличаются строгостью, они расположены в конце перечня, а значит, являются самыми суровыми из всей системы.

Примерами основных наказаний являются арест, смертная казнь, лишение свободы, ограничение по военной службе, исправительные или обязательные работы.

Дополнительные наказания

Вторая группа по порядку назначения – это дополнительные наказания. Для обеспечения цели наказания они не подходят как самостоятельные наказания, их можно использовать только как вспомогательные, те, что идут в комплексе с основными.

Отличительная черта таких наказаний – они не могут назначаться самостоятельно, их добавляют к основным для усиления эффекта. Примером таких наказаний является лишение воинского звания, классного чина или награды, подаренной государством.

Существуют и такие наказания, которые могут быть одновременно и основными, и дополнительными. Например, штраф, его по отдельным составам преступлений назначают как основное наказание, а в некоторых случаях добавляют к основному наказанию. Сюда же относится и лишение права занимать должность или заниматься той или иной работой.

Иные классификации

Понятие системы и виды наказаний могут рассматриваться и с точки зрения других оснований, как говорилось ранее, их очень много. Например, деление по степени универсальности:

  1. Те виды наказания, которые подходят ко всем осужденным без исключения, например, лишение свободы подходит абсолютно для любого человека, совершившего убийство.
  2. Наказания, которые ориентируются на конкретные категории преступников. Например, содержание в дисциплинарной части подходит исключительно для тех, кто на момент совершения преступления проходил службу.

По степени срочности все наказания делятся на:

  1. Те, что связаны с конкретным сроком – арест, ограничение свободы, лишние способы на определенный срок.
  2. Не связаны с определенным сроком штраф, лишение награды, звания, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Значение системы наказаний

Значение системы и видов наказания является глобальным не только в теории, но и на практике. Деление наказаний на виды и существование системы является воплощением принципа законности, при котором работа суда четко регламентируется.

Ведь в назначении наказания судья не может выходить за рамки закона, нельзя придумывать свои наказания, также нельзя совмещать два основных наказания. Здесь уже проявляется принцип справедливости.

Судья анализирует систему наказаний и на основе материалов дела, степени общественной опасности виновного назначает индивидуальное наказание, которое будет воздействовать на конкретного человека.

Помимо этого, система наказаний позволяет законодателю прослеживать, какой вид наказания является наиболее распространенным, какой не соответствует потребностям современного мира. Это обуславливает необходимость постоянного обновления и совершенствования закона.

Источник

Дмитрий созерцатель Дмитрий созерцатель

Источник: https://zakon.temaretik.com/2015329221624728554/osnovnye-vidy-i-sistema-nakazanij-v-ugolovnom-prave/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.