Изъятие незаконного дохода

Эксперт объяснил, грозит ли простым гражданам конфискация имущества в пользу ПФР – МК

Изъятие незаконного дохода

Минфин планирует направлять конфискованные деньги в ПФР – соответствующий законопроект с поправками в Гражданский кодекс ведомство уже внесло в Правительство.

Речь идет о ситуациях, когда владелец крупной суммы не смог доказать законность происхождения средств.

Коснутся ли новые положения только чиновников-коррупционеров или пополнять бюджет ПФР таким способом будут за счет простых граждан? Это «МК» выяснил у эксперта Национального антикоррупционного комитета, адвоката Виктора Цымбала.

Сам Минфин назвал законопроект техническим. Аналогичные поправки в 2018 году уже были внесены в Бюджетный кодекс.

Они расширили перечень доходов Пенсионного фонда конфискованными денежными средствами, а также финансами, вырученными от реализации коррупционного имущества, обращенного в доход государства.

Нынешние поправки в ГК нужны для синхронизации с нормами Бюджетного кодекса, пояснили в Минфине.

– Виктор Анатольевич, почему на Ваш взгляд Минфин выбрал именно ПФР в качестве копилки для коррупционных денег?

– Скорее всего, государство столкнулось с тем, что в ходе борьбы с коррупцией появились такие большие средства, которые надо было куда-то определять. Я думаю, что со временем, если потребуется, будут внесены новые поправки и определен какой-то другой фонд. Государство просто не ожидало такой большой эффективности от мер по борьбе с коррупцией.

– Не получится ли, что новые правила ударят по простым гражданам? Есть ли грань – вот это коррумпированный крупный чиновник, у него мы конфискуем и передаем в ПФР, а это мелкий бизнесмен или учительница, их мы не трогаем?

– Формально под действие закона подпадают только чиновники и приравненные к ним лица. Это военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и так далее. Но есть оговорка – «а также члены их семей».

– То есть, если вы не чиновник или не родственник сотрудника ФСБ, то бояться нечего и собирать доказательства законности происхождения денег не надо?

– К сожалению, здесь могу только расстроить. На практике по конкретным делам, которые уже рассмотрены судами, мы видим, что имущество запросто конфискуется у лиц, которые вообще никак не связаны со взяточником.

Это может быть, например, добросовестный покупатель автомобиля и квартиры, которыми когда-то владел коррупционер. В 99% случаев такой человек, как правило, не знает, на какие доходы приобретено это имущество.

– Если судить по уголовным делам экс-полковника Дмитрия Захарченко, чекиста Кирилла Черкалина и других крупных коррупционеров, складывается впечатление, что суды автоматически конфисковывали все, что заявляла прокуратура. В случае с деньгами доказать что-либо будет так же сложно?

– К сожалению, сейчас тренд борьбы с коррупцией перевешивает многие понятия о законности. Пока не удалось создать баланс между обвинительной частью и доводами обвиняемого или ответчика. Посмотрите на роль прокурора.

С одной стороны, в уголовном деле он поддерживает обвинение. С другой, в гражданском процессе об обращении имущества в доход государства представляет сторону истца.

То есть, именно по его иску изъятое имущество конфискуется не в рамках уголовного процесса, а в рамках гражданского дела. 

– Другими словами, чтобы конфисковать у человека все деньги, даже не нужно будет ждать приговора суда? «Не пойман – не вор» здесь не работает?

– Нет, к сожалению, совершенно не работает. Решения о конфискации выносятся задолго до приговора, пока человек еще даже не признан коррупционером.

– Существует ли какой-то порог по сумме? Например, лежат у меня в тумбочке 10 тысяч рублей, и я точно понимаю, что ко мне никто не придет с вопросом «откуда деньги». А если сто тысяч, то точно придут.

– В Налоговом кодексе есть «спящая» статья. Она пока не применяется, но все идет к тому, что применяться начнет уже скоро. В ней говорится, что граждане – все без исключения – обязаны подтверждать свои расходы на сумму свыше 600 тысяч рублей. Купил что-то на такую сумму, должен отчитаться, откуда взялись деньги.

До 2000-х аналогичное правило распространялось на покупку домов, стройматериалов и машин. Например, когда я покупал свою первую машину  году в 98-м, в декларации писал, где кредит брал, и так далее. Повторюсь, пока эта статья «спящая».

Но с учетом того, что сейчас у нас единая цифровая налоговая база, государство будет спрашивать за крупные траты не только с чиновников. У простых граждан налоговая декларация будет формироваться по тому, сколько вы потратили, за минусом того, сколько вы заработали. И если между этими двумя суммами есть разница, за нее  придется отчитываться.

Пока все это только апробируется, обкатывается. Но нынешнее законодательство постепенно начинает протягивать руки и к простым гражданам.

КСТАТИ

В списке кандидатов на тотальную конфискацию пополнение. Генеральная прокуратура потребовала изъять и обратить в доход государства имущество бывшего сенатора Рауфа Арашукова и его семьи. «По результатам проверки установлено, что при заработной плате Рауля Арашукова (отец экс-сенатора – прим. «МК») за период с 2007 года по 2017 годы в размере 65 млн 917 тыс.

рублей и Рауфа Арашукова за период с 2009 года по 2018 год – 15 млн 651 тыс. 125 рублей, они приобрели имущество на 1 млрд 469 млн 127 тыс 512 рублей», – сообщает пресс-служба ведомства.

За годы работы в органах власти Арашуковы знатно обогатились, приобрели 75 объектов недвижимости, в том числе пять квартир, девять жилых домов, трехэтажный отель «Адиюх-Пэлас», ресторан, банный комплекс, семь земельных участков, 14 автотранспортных средств и другие предметы роскоши. Имущество записывалось на родственников, личных водителей и охранников.

«Легальные источники дохода, которые позволили бы последним приобрести зарегистрированные на них объекты недвижимости и автотранспортные средства, отсутствуют» – заключила Генпрокуратура. Иск об обращении в доход государства богатств Арашуковых направлен в Верховный суд. 

Источник: https://www.mk.ru/economics/2020/07/28/ekspert-obyasnil-grozit-li-prostym-grazhdanam-konfiskaciya-imushhestva-v-polzu-pfr.html

Правда ли, что государство изымет деньги у россиян, не доказавших законность их происхождения?

Изъятие незаконного дохода

28 июля 2020 года в СМИ появилась сенсационная информация, что Минфин отправил в Правительство законопроект «о конфискации банковских вкладов россиян, которых уличили в незаконных доходах, и направлении этих средств в Пенсионный фонд России (ПФР)».

Естественно, я захотел ознакомиться с «горячим» документом и получить личное представление о грядущем законе. Однако, как говорят в народе, меня ждал «крутой облом». В Интернете текста проекта не оказалось.

Поэтому пришлось снова обратиться к СМИ, после чего появилось много вопросов.

Оказалось, что информация о законопроекте пришла из пресс-службы Минфина, куда одно из средств массовой информации обратилось за разъяснениями. Затем эти разъяснения (по принципу испорченного телефона) растиражировали остальные СМИ. В результате всё стало туманно и непонятно.

Например, одно информационное издание изящно написало, что «Бюджетный кодекс обязывает зачислять незаконно полученные и изъятые средства в пользу ПФР.

При этом в Гражданском кодексе не говорится, что конфисковать могут как имущество коррупционеров, так и деньги, если не удастся найти доказательств законности их получения. Именно такие поправки и предложил Минфин».

Из сказанного напрашивается простой вывод: Минфин предложил внести в ГК РФ норму, позволяющую конфисковать у коррупционеров не только имущество, но и деньги. Похвальное стремление.

Только зачем огород городить? Ведь статья 130 ГК РФ и так относит деньги к движимому имуществу, а статья 243 ГК РФ говорит, что имущество (то есть движимое и недвижимое) может быть безвозмездно изъято по решению суда (конфисковано) в виде санкции за преступление либо в административном порядке. Какой тогда вообще смысл от этого уточнения?

Однако из заметки другого агрегатора новостей неожиданно выяснилось, что Минфин собирается внести изменения, вовсе не в ГК РФ, а «в Бюджетный кодекс, и этими поправками предлагается перечислять в Пенсионный фонд России (ПФР) денежные средства граждан, законность получения которых невозможно доказать». Получается, что поправки готовились не в ГК РФ, а в БК РФ? И, как понять фразу «денежные средства граждан, законность получения которых невозможно доказать»? К этой категории вообще-то можно отнести сотни тысяч россиян.

Стало интересно, и я принялся изучать другие СМИ. В итоге сложилась следующая картина — одни сайты и агрегаторы новостей уверены, что Минфин предложил проект изменений в БК РФ. Другие источники информации не менее настойчиво убеждают читателей, что Министерство финансов подготовило проект о внесении изменений именно в ГК РФ.

Более того, один уважаемый новостной сайт даже заявил, что Минфин уже внес законопроект в Госдуму (!), и он предполагает возможность «отбирать у россиян серую зарплату». И плевать журналистам на то, что министерства и ведомства не обладают правом законодательной инициативы и не могут вносить проекты законов в Госдуму.

Главное, хоть что-то напечатать громкое. Даже чушь.

Наконец, продираясь сквозь дебри неточностей, удалось выяснить, что Минфин готовил изменения в БК РФ, а Минюст — в ГК РФ. Иными словами, Минюст подготовил проект для внесения изменений в ГК РФ, а Минфин — текст для поправок в БК РФ.

Таким образом, из наших СМИ невозможно узнать ни о сути поправок, ни о том, какое министерство и в какой Кодекс их подготовило. Зато заметки о непонятно каких изменениях в непонятно какие Кодексы держались в рейтинге самых цитируемых новостей несколько часов подряд.

Паспорт проекта на сайте общественного обсуждения нормативных актов

Наконец, на сайте Федерального портала проектов нормативных актов я нашел «след» обсуждаемых законопроектов. Наверное, нашел. Потому, что, если исходить новостей, подаваемых в СМИ, нельзя быть ни в чем уверенным.

Этот документ называется «О проекте внесении изменений в статьи 46 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части уточнения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». Он обсуждался с 15 по 29 июля 2020 года. Ну и конечно, текста на сайте нет.

Что же касается проекта изменений, подготовленного Минюстом, то его также не удалось найти. Поэтому анализировать просто нечего.

Гадание «на кофейной гуще» или, о чем может быть текст проекта

Трудно оценивать документы, которые и в глаза не только ты, но и никто другой не видел. Поэтому придется гадать на «кофейной гуще». Начну с того, что сам по себе ГК РФ уже предусматривает конфискацию денежных средств. Сначала Кодекс объявляет их имуществом (ст.

130 ГК РФ), а затем в статье 243 ГК РФ говорит о возможности конфискации имущества за совершенное преступление. Поэтому нет никакого смысла вносить в ГК РФ норму о конфискации денег. Точно также можно сказать, что «масло — масляное».

Поэтому оставим утверждения о поправках, позволяющих «конфисковать деньги», на совести СМИ.

С другой стороны, возможно, что Минюст решился внести в ГК РФ поправки, дающие право конфисковывать деньги не только у коррупционеров, но и у их родственников, подчиненных или знакомых. Это я еще могу понять. Дело в том, что статья 243 ГК РФ предусматривает конфискацию имущества (в том числе и денег) по решению суда только у лиц, совершивших преступление или правонарушение.

В свою очередь родственники (или знакомые) коррупционеров, являющиеся номинальными собственниками денежных средств, официально чисты перед законом. Они не совершали никаких преступлений. Поэтому по статье 243 ГК у них ничего нельзя конфисковать. А следователи далеко не всегда могут доказать, что эти деньги получены преступным путем.

Поэтому, если внести соответствующие поправки в ГК РФ, то появится возможность конфисковать деньги у лиц, которые не могут доказать законность их происхождения. Вот это вполне реально. Здесь надо только изменить статью 243 ГК РФ.

И — бинго! В этом случае действительно понадобятся корреспондирующие изменения в статью 146 БК РФ о том, что в ПФР зачисляются денежные средства, конфискованные у граждан, которые не могут доказать законность их происхождения.

Встает вопрос: может ли государство распространить подобные нормы и на граждан, которые имеют деньги во вкладах, но не могут доказать законность их происхождения? Большинство ответит на этот вопрос скептически. Полагая такое решение слишком радикальным.

Но есть и второй вариант изменений. И он, мне кажется, наиболее правдоподобным. Вполне возможно, что Минюст и Минфин просто решили «пощипать» федеральных и местных чиновников и их семьи: жен, детей, родителей и дальних родственников.

Должностные лица периодически предоставляют сведения о доходах и имуществе, а также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. И если выяснится, что сумма денежных средств, поступившая на счета этих граждан, превышает их совокупный доход за отчетный период, то государство отберет их в казну.

Если, конечно, родственники чиновников не докажут законность происхождения накопившихся активов.

Для этого надо будет внести еще один пункт в статью 235 ГК РФ, позволяющий по решению суда и без уголовного преследования обращать взыскание на денежные средства чиновников (и их родственников), законность происхождения которых так и не была доказана. Это вполне логичный и банальный шаг. Поэтому, скорее всего, журналисты просто раздули сенсацию на пустом месте.

Впрочем, все это сотрясения воздуха и слова. Надо посмотреть тексты поправок.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advokatsuhovoleg/pravda-li-chto-gosudarstvo-izymet-dengi-u-rossiian-ne-dokazavshih-zakonnost-ih-proishojdeniia-5f2125b217a2c87c30f09df4

Незаконный доход: проблема исчисления

Изъятие незаконного дохода

4 декабря «АГ» опубликовала новость о внесенном Правительством РФ в Госдуму пакете законопроектов, направленных на предотвращение создания картелей, в том числе путем ужесточения уголовной ответственности (законопроект № 848392-7).

На мой взгляд, фундаментальной проблемой реализации уголовной ответственности за картели является установление степени общественной опасности деяния, которой была бы соразмерна уголовная ответственность. В связи с этим возникает вопрос о порядке определения дохода, извлечение которого образует материальный состав и обусловливает квалификацию деяния.

В предлагаемой редакции проекта изменений в УК РФ (законопроект № 848246-7) Федеральная антимонопольная служба России прямо предлагает считать доход без учета произведенных расходов.

То есть если в результате сговора на торгах победитель (он же участник картеля) заключил и исполнил контракт, то вся полученная за поставленный товар (выполненные работы, оказанные услуги) денежная сумма будет считаться доходом для целей квалификации деяния как уголовного преступления – не будут учитываться ни прямые затраты поставщика (подрядчика, исполнителя) на изготовление или приобретение товара, материалов, его доставку, оплату труда работников, страхование, оплату кредитов и т.д., ни косвенные расходы.

То есть преступником может быть признан участник картеля (победитель торгов), который не снизил на аукционе цену на дополнительные 0,5% от начальной максимальной цены контракта (при том, что реально в силу объективных экономических причин предельное возможное снижение для него могло не превышать, например, 1 или 1,5%). Тем не менее такой поставщик поставил качественный товар, полностью и в срок исполнил обязательства по контракту, а его расходы и норма прибыли не превысили нормальный рыночный уровень при сравнимых обстоятельствах.

В чем предпосылки такого подхода ФАС России?

На самом деле преступлений в сфере экономической деятельности, обязательным признаком состава которых является извлечение дохода, всего 7: незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 171.

2 ), незаконная банковская деятельность (ст.172), ограничение конкуренции (ст. 178), манипулирование рынком (ст. 185.3), воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (ст. 185.

4), неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 185.6).

Первые три статьи прямо указывают на незаконность той или иной деятельности, поэтому сложностей в отграничении законного дохода от незаконного в судебной практике нет – он априори незаконный, поскольку изначально незаконна деятельность, его приносящая.

Определение дохода для целей применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. № 48 (п. 15).

Под доходом для целей денежного возмещения признается общая сумма незаконного обогащения, полученная в результате совершения преступления (без вычета произведенных расходов), в денежной (наличные, безналичные и электронные денежные средства в рублях и (или) в иностранной валюте) и (или) натуральной форме (движимое и недвижимое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бумаги и др.).

Однако эта дефиниция дана исключительно для целей денежного возмещения в рамках реализации программы освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба (ст. 76.1 УК РФ). В Постановлении Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г.

№ 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» (далее – Постановление Пленума ВС № 23) использована несколько иная конструкция определения, которая в силу специального предмета не может быть вольно распространена на иной состав преступления (п. 12): под доходом в ст.

171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением такой деятельности.

Территориальные УФАС, руководствуясь Методическими рекомендациями об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации), утвержденными Приказом ФАС России от 8 августа 2019 г.

№ 1073/19, отождествляют картель с заведомо незаконной деятельностью: «Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является, по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.

При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведенных лицом расходов». В соответствии с п.

13 Постановления Пленума ВС № 23 при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками» (решение Коми УФАС России от 23 мая 2019 г. № 02-01/3838 по делу № А18-10/18).

Единственный случай дифференцированного подхода к исчислению незаконного дохода – это состав ст. 185.3 УК РФ, где доход определяется не в «чистом» виде, а как излишне полученный. В п.

2 примечаний к статье прямо указано: «Излишним доходом в настоящей статье признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей».

Таким образом, вопрос о том, что такое доход для целей квалификации ограничения конкуренции по ст. 178 УК РФ, не имеет однозначного ответа.

Однако ФАС России предлагает следовать подходу, применяемому в делах о незаконном предпринимательстве, закрепив его в норме уголовного закона. Это, на мой взгляд, приведет к катастрофическому снижению стандарта доказывания уголовных картелей.

Так, фактически будет устранено основание для проведения судебной экспертизы до установления дохода на этапе возбуждения дела (ведь не нужно специальных знаний, чтобы установить, сколько поставщик (подрядчик, исполнитель) получил денег за контракт).

При этом чтобы воспользоваться программой освобождения от уголовной ответственности, лицу необходимо возвратить незаконно полученный доход или иным образом возместить причиненный им вред.

Можно только представить, какой будет «цена свободы». Представляется, что такие условия несоизмеримы даже с условиями освобождения от ответственности для преступлений в сфере уклонения от уплаты налогов.

Почему для картелей нельзя использовать конструкцию «излишне полученного дохода» по аналогии со ст. 185.3 УК РФ, разработчик не объясняет.

Хотя она, на мой взгляд, наиболее полно соответствовала бы целям правового регулирования и уголовной политики в сфере защиты конкуренции.

Помимо прочего, механизма «синхронизации» программы освобождения от ответственности в деле об административном правонарушении и в уголовном деле сейчас, по сути, не существует.

Первый «сдающийся» участник картеля (хозяйствующий субъект) рискует тем, что руководитель другого участника картеля «добежит» до следователя раньше, чем он получит освобождение в деле об административном правонарушении.

Представляется, что программа освобождения от уголовной ответственности за картели в условиях предлагаемых законодательных изменений существенно не повлияет на ситуацию с раскрываемостью и пресечением картелей по причине возникающих у предпринимателей существенных правовых рисков.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/nezakonnyy-dokhod-problema-ischisleniya/

В декабре 2020 года фнс возможно начнет конфисковывать имущество у бизнесменов, приобретенное на незаконные доходы

Изъятие незаконного дохода

+T –

Добрый день, коллеги.

Эта новость сначала как-то пролетела мимо ушей: «Минфин решил конфисковать подозрительные накопления россиян». А потом вдруг из Новосибирска ко мне стали поступать новости по поводу работы налоговых органов. Прямо сейчас, в августе 2020 года.

За все регионы не скажу, но в большей части регионов РФ налоговые органы стали просто массово рассылать запросы по бизнесменам, требуя различные документы для так называемого предпроверочного анализа.

Чтобы потом на основе предпроверочного анализа выбрать себе «жертву», и, наконец, выполнить квоты, которые поставлены на 2020 год. А это 35 млн рублей в расчете на одного проверенного налогоплательщика.

Потому что поставлена задача наполнить бюджет любой ценой.

Услышав, что налоговикам поставлена задача пополнить трещащий по швам бюджет любой ценой, я решил дополнительно проверить новость о том, что Минфин хочет конфисковать подозрительные накопления россиян. Хочу понять, зачем они это делают? Что за новый принцип революционной целесообразности? И вот я подготовил ответы на эти вопросы в виде цитат чиновников.

Что, у кого и почему будут конфисковывать? 

«В настоящее время в пользу государства изымается только имущество, если выясняется, что оно было приобретено на доходы, законность которых не подтверждена. В конце 2019 года Конституционный суд уточнил, что имущество может быть конфисковано у любых лиц, а не только у чиновников и членов их семей, на которых распространяется действие закона о контроле за расходами госслужащих».

КС РФ заявил, что имущество и накопления, происхождение которых вы не можете подтвердить, могут быть изъяты. Раз Конституционный суд так решил, теперь Минфин вместе с Минюстом решили подготовить соответствующий законопроект, чтобы это стало законом. И этот законопроект может вступить в силу уже в декабре 2020 года.

Зачем нам такой закон?

Ответ на этот вопрос я нашел в «Известиях».

«В большинстве фракций Госдумы инициативу Минфина готовы поддержать в связи с дефицитом средств Пенсионного фонда и падением его доходов.

– Пенсионный фонд надо укреплять. Одним из источников могут быть недоказанные доходы. Но это говорит о том, что накопительная страховая система у нас не работает, – заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов». 

Кто бы сомневался, что у нас накопительная страховая система не работает. Конечно, она не работает. Более того, Следственный комитет предложил еще раз поправить Конституцию и внести туда конфискацию имущества и денежных средств, в том числе у граждан. Представляете, как будет классно, если это будет еще и в Конституции?

Например, Генпрокурор России Игорь Краснов, выступая в Совфеде, тоже поддержал эту инициативу и сказал, сколько денег было собрано с начала года. Обратите внимание, он выступал в июне. Была пандемия. Все сидели по домам, но до начала июня удалось взыскать 21,5 млрд рублей нетрудовых доходов. Представляете?

Короче, господа бизнесмены, эта статья к вам имеет непосредственное отношение.

Если у вас есть какие-то накопления (а я надеюсь, что они есть), то, пожалуйста, пока этот закон не принят, сделайте что-нибудь.

Подготовьте документы, свидетельствующие о законном происхождении вашего имущества и накоплений, которые покажут правоохранителям и налоговикам, откуда это все взялось. Настолько, насколько это возможно.

Потому что, если у вас особняк за 1 млн долларов, при этом твои задекларированные доходы, с которых ты заплатил налоги, были только 100 тыс. долларов… Ну и как вы это будете доказывать?

Не думаю, что после принятия этого закона мы столкнемся с массовым отъемом накоплений и имущества граждан, если эти граждане будут не в состоянии подтвердить источники доходов и происхождение денег. С другой стороны, бог его знает, по какой дорожке пойдет Минфин, Правительство и наша власть…

Поэтому давайте подготовимся и научимся жить самостоятельно и законно. А если вы не в состоянии доказать источники происхождения, значит, нужно поместить деньги и активы в те места, где у вас их отнять не смогут. Короче, что-то надо делать. Просто сидеть на попе ровно и ждать, пока этот законопроект станет законом, как-то немножко нерационально. Мне так кажется.

Буду благодарен за лайки и репосты, потому что мы не знаем, как этот законопроект выстрелит. А он касается всех. Предупрежден – значит вооружен. Помогите и себе, и соседу.

Спасибо и удачи в делах.

Ссылка на документ:

«Держи фонд шире: неподтвержденные доходы отдадут пенсионерам»

«Минфин решил конфисковывать подозрительные накопления россиян»

Источник: https://snob.ru/profile/32495/blog/169568/

Незаконное предпринимательство: кого штрафуют, и как находят нарушения — Эльба

Изъятие незаконного дохода

Бизнес и самозанятость нужно регистрировать. Даже если скромный доход или совсем нет прибыли. Даже если это просто хобби — не столько ради денег, сколько для души. Всё, что попадает под понятие «предпринимательская деятельность» будет законным только после регистрации в налоговом органе. Иначе — административный штраф, а то и уголовная ответственность, не считая взыскания налогов.

Законное и незаконное предпринимательство

Распространено мнение, что незаконное предпринимательство — это когда получаешь доход и не платишь налоги. На самом деле это не совсем так. Незаконное предпринимательство — это когда человек работает самостоятельно с целью систематического получения дохода, но не регистрируется и не получает необходимые лицензии —  абз. 3 ч.1 ст. 2 ГК РФ и ст. 14.1 КоАП РФ. 

Вот два примера, которые помогут разобраться:

  1. Девушка делает маникюр и стрижки на дому. С доходов она перечисляет налоговой 13%. Несмотря на уплату налогов, она всё равно нарушает закон. По факту деятельность предпринимательская, значит нужна регистрация в качестве предпринимателя и оплата налогов по правилам для бизнеса. 

  2. Мужчина увлекается созданием мебели. Он сделал несколько шкафов и столов для знакомых, разместил свои работы в социальных сетях и рассказал, что принимает заказы. Он уже стремится получить прибыль. Если налоговая докажет, что систематически, то оштрафует. Другой вопрос — должен ли он заплатить налоги. Неуплата налогов — отдельное нарушение.

Не составляет труда установить отсутствие регистрации или лицензии. Либо они есть, либо нет. Но вот доказать, что деятельность является именно предпринимательской — не всегда просто. Основная сложность — подтвердить нацеленность на систематическое (!) получение прибыли. В законах определения этой характеристики нет, поэтому приходится обращаться к судебной практике. 

Как налоговая признаёт предпринимательство незаконным

Ключевые моменты судебной практики по делам о незаконном предпринимательстве рассмотрены в Письме ФНС от 07.05.2019 № СА-4-7/8614. Оно содержит и позицию ФНС по отдельным спорным вопросам.

Что важно знать:

  1. Налоговая должна доказать, что человек занимается предпринимательской деятельностью. Без доказательства штрафовать нельзя.

  2. Признаки предпринимательской деятельности — длительность, систематичность и массовость сделок. Ещё характерны:

  • учёт операций, даже если в «блокнотике»;
  • устойчивая связь с клиентами и контрагентами, например, заключение договоров;
  • приобретение имущества для получения прибыли, например, если квартира завалена трубами на продажу.
  1. Цель систематического получения прибыли доказывают показания контрагентов, документы, выписки по счетам, размещение рекламы, выставление образцов и предложение купить. Обычно человек активно стремится к систематической прибыли, а не получает пассивный доход.

  2. Отсутствие прибыли не превращает предпринимательскую деятельность в «непредпринимательскую».

Как выявляют нарушения

Выявление незаконных предпринимателей ещё не приобрело массового характера. Как правило, речь идёт только о единичных случаях привлечения к ответственности. 

Обычно под прицел ФНС попадают люди, которые имеют слишком большие обороты, кладут на счёт и снимают с него подозрительно много денег и получают переводы от большого количества людей. Особенно заметно — когда незаконный предприниматель не получает официального заработка. 

Небольшие обороты не гарантирует отсутствие претензий налоговой. В налоговую могут пожаловаться клиенты или конкуренты. 

Налоговиков, как правило, не особо интересуют факты мелкого (бытового) незаконного предпринимательства. Их интересует неуплата налогов. Поэтому, в какой-то мере, спасает регулярная и честная уплата НДФЛ. Но иногда сверху спускают указание — выявить незаконное предпринимательство. В этом случае подключают все доступные механизмы, чтобы набрать нужное количество правонарушений.

Всё легко выявляется:

  • мониторингом соцсетей;
  • опросами, встречными проверками клиентов и контрагентов;
  • анализом активностей по информационным базам и реестрам;
  • запросами выписок из банковских счетов;
  • контрольными закупками (двух будет достаточно, а иногда хватает и одной);
  • рейдами, в том числе с привлечением сотрудников полиции;
  • налогово-полицейскими оперативно-розыскными мероприятиями.

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам — и не потребует от вас специальных знаний.

Что грозит за незаконное предпринимательство

Если доказанный размер дохода не превысит 2,25 млн рублей, за незаконное предпринимательство привлекают к административной ответственности. В обратном случае — к уголовной.

Административная ответственность наступает по ст. 14.1 КоАП РФ:

  • нет регистрации — штраф в размере 500-1000 рублей;
  • нет лицензии — штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей (граждане) или 40-50 тыс. рублей (юридические лица).

Штрафные санкции небольшие. Но основная опасность — налоги, которые насчитают за период незаконной предпринимательской деятельности. Если предприниматель не согласен с начислениями, уже не налоговая должна доказывать свою правоту, а предприниматель — неправоту налоговой.

Статья актуальна на 21.07.2020

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/1511/nezakonnoe-predprinimatelstvo

Сравняют счет: у кого смогут изъять неподтвержденные доходы

Изъятие незаконного дохода

Легальность происхождения денежных средств будут проверять у всех, кто в соответствии со ст. 8 закона «О противодействии коррупции» обязан декларировать сведения о своих доходах и имуществе. Об этом «Известиям» сообщили в Минюсте.

Речь идет о чиновниках разных уровней, членах совета директоров Центрального банка, сотрудниках госкорпораций и т.д., а также членах их семей.

Ведомство разработало поправки в Гражданский кодекс, позволяющие изымать у коррупционеров не только имущество, но и денежные средства со счетов. Решение о конфискации будет принимать суд.

Надо доказать

Как рассказали «Известиям» в пресс-службе Минюста, законопроекты «О внесении изменения в статью 235 части первой Гражданского кодекса РФ» и «О противодействии коррупции» были внесены в правительство в июле.

Они предусматривают появление механизма, позволяющего обращать в доход РФ «неподтвержденные» денежные средства, поступившие на счета в банках и иных кредитных организаций от лиц, в обязанность которых входит предоставлять сведения о своих доходах, имуществе, а также членов их семей.

Как уточнили в Минюсте, это может произойти, если сумма превышает общий доход этих граждан за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении нее не представлены сведения, подтверждающие законность получения.

Мера касается федеральных, региональных и муниципальных чиновников, а также иных лиц, обязанных «в соответствии со ст.

8 Федерального закона «О противодействии коррупции» представлять нанимателю (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», пояснили в пресс-службе Минюста.

Таким образом, речь идет не только о госслужащих, но и о членах совета директоров Центрального банка, руководителях госкорпораций, федеральных фондов и т.д. Как уточнили в ведомстве, выявление нарушений будет происходить в процессе проверки достоверности деклараций, представленных этими гражданами.

Поправки были разработаны в рамках национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы.

Изменения в ГК потребуют также поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, рассказали в Минюсте. Как ранее писали «Известия», их готовит Минфин — законопроект предполагает, что изъятые денежные средства будут направляться в Пенсионный фонд.

— В настоящее время средства, конфискованные в рамках «коррупционных» дел, зачисляются в бюджет ПФР. Это — действующие нормы БК РФ.

В Гражданский кодекс сейчас Минюстом вносятся уточняющие поправки, что конфисковано в установленных случаях может быть не только имущество, в отношении которого в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции не представлены доказательства, подтверждающие приобретение на законные доходы, но и денежные средства — в случае отсутствия доказательств законности их получения.

Это касается только госслужащих, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минфина. — В связи с этим требуются корреспондирующие изменения в Бюджетный кодекс, которые разрабатывает Минфин. По сути, это техническая правка в целях синхронизации норм с ГК РФ.

В этом году ПФР впервые получил деньги от продажи конфискованного у чиновников имущества, не подтвержденного доходами. Выступая на заседании в Совете Федерации в июне этого года, генпрокурор России Игорь Краснов сообщил, что с января сумма составила 21,4 млрд рублей.

В конце прошлого года Конституционный суд уточнил, что имущество может быть конфисковано у любых лиц, а не только у чиновников и членов их семей, на которых распространяется действие закона о контроле за расходами госслужащих. КС рассматривал этот вопрос в связи с жалобами бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко, его родственников и знакомых. Ранее у них было изъято имущество на общую сумму более 9 млрд рублей.

Чтобы не размывались

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов рассказал «Известиям», что инициативу нужно поддержать, так как теперь средства коррупционеров не будут «размываться». Однако, по его мнению, и в ПФР их движение необходимо тщательно контролировать.

— С 2008 года в России идет активная реализация антикоррупционного законодательства. Один из важных шагов, который был сделан, это сначала изъятие предметов незаконного обогащения, а теперь и средств. Что это такое? Это несоответствие декларируемых доходов и расходов чиновников, проверку которых осуществляет Генпрокуратура, — пояснил эксперт.

По его словам, сумма нелегальных средств, которые выявляются правоохранительными органами, давно превысила десятки миллиардов.

— Однажды в рамках экспертного совета правительства возник вопрос, что с этими деньгами делать. Так вот там впервые прозвучало предложение направить эти деньги в Пенсионный фонд на решение конкретных задач, — рассказал Кирилл Кабанов.

Эксперт отметил, что это не должно быть единственным дополнительным источником доходов для ПФР, так как коррупционные суммы могут быть разными год от года.

— Это может быть 20 млрд, а может быть и 5 млрд, цифры нестабильны, — уточнил он.

Глава Института избирательных технологий Евгений Сучков в разговоре с «Известиями» отметил, что инициатива Минюста и Минфина может позитивно отразиться на имидже власти.

— Мне кажется, у этого предложения две составляющие. Первая — фискальная, так как понятно, что с наполнением федерального бюджета в условиях пандемии дела обстоят не очень хорошо. Вторая — политическая. Поскольку речь идет о наказании чиновников, это может повысить рейтинг власти, причем всех уровней, — отметил эксперт.

По его мнению, проблем с принятием законопроекта не будет.

Источник: https://iz.ru/1041199/natalia-bashlykova/sravniaiut-schet-u-kogo-smogut-iziat-nepodtverzhdennye-dokhody

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.