Издание акта о помиловании является прерогативой

Помилование, как освобождение от наказания – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Издание акта о помиловании является прерогативой
Энциклопедия МИП » Уголовные дела – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Наказание » Помилование, как освобождение от наказания – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Помилование, как освобождение от наказания – бесплатные ответы юристов онлайн

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Осужденные наделяются правом на помилование, которое закреплено в Конституции, а также УК и УПК РФ. Положения Конституции гласят, что право на прошение о помиловании или о смягчении назначенного уровня ответственности, имеет любой из заключенных. Основной закон государства также определил, что помилование осуществляет исключительно Президент РФ.

Являясь важнейшим отраслевым законодательным актом, УК содержит в себе нормы, которые уточняют процесс, в котором осуществляется помилование. Действие имеет индивидуальный характер, что означает его осуществление лишь в отношении определенного осужденного.

Акт помилования может освобождать лицо от отбывания срока ответственности, стать основанием для назначения сокращенного или более мягкого вида наказания. Лиц, которые отбыли наказания, но стали субъектами помилования, могут быть избавлены от правового последствия – судимости.

Прошение о помиловании относится к мерам поощрения лиц, которые осуждены и отбывают наказание. Использовать данное право могут лишь те осужденные, которые имеют положительные характеристики за время отбытия наказания.

Зачастую, право на помилование не предоставляется: лицам, которые осуждены за умышленное преступное деяние, при условии, что им назначено условное осуждение; осужденным, которые злостно нарушают порядок отбытия; тем лицам, которые были освобождены условно-досрочно; осужденным, которые ранее освобождались в результате амнистии или помилования; в отношении которых наказание уже было смягчено.

Обеспечение деятельности государства, связанной с помилованием, возложено на комиссию по вопросам помилования, которая функционирует в каждом отдельном государственном субъекте. Данный орган занимается подготовкой проектов, по которым, впоследствии, принимает решение Президент.

Субъектом помилования может выступать любое осужденное лицо, а равно и те люди, которые находятся в следственном изоляторе, привлечены к следственным действиям или судебному разбирательству.

Помимо самого осужденного, прошение о помиловании может исходить от его родственников или близких, а также от общественных организаций. Предъявить такое ходатайство осужденный может через администрацию учреждения, в котором он отбывает наказание.

Вместе с ходатайством подается пакет документов, которые необходимы для разрешения вопроса по существу. К ним могут быть отнесены документальные подтверждения возмещения ущерба, причиненного преступным деянием, справки о семейном статусе осужденного и других обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть приняты во внимание.

Документы, которые подаются осужденным, подлежат предварительному рассмотрению комиссией, действующей в том государственном субъекте, в котором происходит отбывание наказания. Заключение данного органа вместе с документами осужденного передаются на рассмотрение Президенту.

Признанные эксперты по статье 85 УК РФ

Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.

Отличие помилования от амнистии

Под определением амнистии необходимо понимать государственный акт, цель которого заключается в смягчении наказания неопределенного круга лиц, являющихся субъектами преступлений.

Такой акт позволяет освобождать от ответственности осужденных, подсудимых и даже подозреваемых. Акт амнистии позволяет досрочно снять судимость тем лицам, которые наказание уже отбыли.

Вся полнота власти по применению процедуры амнистии, сосредоточена в руках главного законодательного органа – Госдумы, что полностью исключает возможность применения данных мер на уровне региональной власти.

В практике применения амнистия подразделилась на две группы. В первую, уголовно-правовую, вошли случаи смягчения наказания лица, которые объединены определенными критериями (степенью тяжести, возрастом и т.д.).

К группе политической амнистии относятся акты, касающиеся отказа государства от применения уголовных видов ответственности к лицам, совершившим преступления массового характера, в которых роль индивидуумов не могла иметь решающей роли (вооруженные мятежи и т.д.).

Помилование относится к исключительной компетенции Президента и выражается в освобождения конкретных лиц от наказания или его замене на более мягкое. Как средство проявления милосердия, амнистия и помилование, осуществляются в отношении уголовных правонарушителей.

Прошение о помиловании относится к конституционному праву осужденного, вне зависимости от меры его наказания. Основное отличие обоих понятий состоит в том, что помилование не может быть применимо к лицам, ответственность которых не определена судебным приговором.

Акт амнистии действует относительно неопределенного состава лиц, в то время, как помилование носит исключительно индивидуальные признаки.

Исходя из определений правовых явлений, можно отметить, что применение амнистии не требует наличия волевого критерия и желания лица, которое попадает под ее действие. Для помилования характерно наличие признака воли и желание, которое находит свое отражение в письменном ходатайстве, основанием которого является право на помилование.

Реализация процедуры амнистии осуществляется посредством деятельности правоохранительных и уголовно-исполнительных органов, что включает в себя подготовку пофамильного списка лиц, подпадающих под определенную категорию, а также вынесение постановлений об исполнении решений Госудумы, принявшей решение по вопросу амнистирования.

Для помилования характерно немедленное исполнение, не требующее создания дополнительной документации и проведения каких-либо процессуальных действий. Оба акта, порождающие правовые последствия не являются основанием реабилитации виновных и не оспаривают законность и правомерность вынесенных приговоров.

Обращение о помиловании. Образец

Право на помилование является конституционным. Им наделяются лица, в отношении которых имеется вступивший в силу приговор. Принятие решения о помиловании является прерогативой Президента.

Таким решением лицо может быть освобождено от отбывания неотбытого времени наказания, может быть проведено сокращение неотбытой его части, проведена замена наказания или его неотбытой части на более мягкое, снята судимость, выполнено освобождение заключенного от применения дополнительной ответственности, в том случае, если этот вид наказания еще не выполнен.

Прошение о помиловании, подготовленное осужденным, выражается в виде ходатайства. Образец ходатайства о помиловании не имеет строгой формы, в результате чего, осужденный произвольно может описать те обстоятельства, которые, по его мнению, являются основанием для его помилования.

Помимо самого ходатайства, необходимо приобщить и документы, которые свидетельствуют о наличии обстоятельств, которые изложены в прошении. Весь объем документации направляется через исправительное учреждение, в котором осужденный отбывает назначенный ему срок. О факте подачи ходатайства будет свидетельствовать штамп исправительного учреждения.

Документы, переданные в комиссию по вопросам помилования, передаются в 30-дневный срок главному должностному лицу субъекта федерации. К ним прилагается заключение, содержащее информацию о целесообразности применения такого акта и соответствующие рекомендации.

На протяжении 15 дней, а в некоторых случаях и 10-ти, со стороны губернатора должно поступить представление Президенту о целесообразности помилования конкретного лица, имеющего судимость.

Разрешение данного вопроса требует изучения и установления: характера и уровня общественной опасности деяния; характеристик поведения лица после осуждения; срока исполненной ответственности; фактов применения к осужденному актов амнистии, помилования или применения УДО в прошлом; факта возмещения ущерба, который был причинен деянием и иные обстоятельства, касающиеся личности осужденного.

№ 1 в официальном рейтинге адвокатов Москвы по уголовным делам

Решение о помиловании

Осужденные используют свое право на помилование путем предъявления соответствующего ходатайства. Прошение о помиловании подается в простой письменной форме и адресуется Президенту РФ, обладающему исключительным правом на принятия решений о помиловании конкретных лиц.

Принятию решения предшествует работа по изучению ходатайства и предоставленных осужденным документов, что осуществляется соответствующей комиссией. После того, как обращение осужденного будет изучено, комиссия выносит свои рекомендации относительно возможности помилования. Данные рекомендации ложатся в основу решения, принимаемого Президентом.

В результате помилования осужденный может быть освобожден от неотбытой части наказания, его ответственность может быть смягчена, может быть отменено дополнительное наказание, которое еще не выполнено или снята судимость.

Записаться на консультацию

Источник: https://advokat-malov.ru/nakazanie/pomilovanie.html

Помилование в уголовном праве

Издание акта о помиловании является прерогативой

Внутренних причин, толкающих человека на совершение преступного деяния, не знает никто.

Каждый отдельно взятый случай строго индивидуален и бывают ситуации, когда какие-то детали уголовного делопроизводства были не приняты во внимание и судебным постановлением был вынесен неоправданно жесткий приговор.

Хороший уголовный адвокат, разобравшись в ситуации, поможет своему клиенту, своевременно подав апелляционную жалобу. В случаях, когда она не решила вопрос, может помочь только единоличное решение Президента о помиловании осужденного по уголовной статье.

Правовая сущность помилования

Под помилованием в юридической практике понимается акт, постановлением которого отменяется или смягчается наказание, установленное законным судебным приговором в отношении конкретного преступника.

В соответствии со смыслом ст.89 (п.В) Конституции России, право помиловать делегировано исключительно Президенту страны.

Акт о помиловании может быть вынесен только в отношении отдельно взятого осужденного, так как он является документом исключительного право применения и касается лишь гражданина, указанного в нем. Инициировать эту процедуру возможно лишь после вступления в силу судебного приговора.

Помилование в уголовном делопроизводстве

Практика помилования осужденного преступника существует с давних времен. Первое лицо государства во все времена имело право самоличного и коллегиального принятия решения, что тот или иной гражданин в силу его личных заслуг и государственной значимости может быть помилован или ему смягчается тяжесть наказания.

Порядок проведения помилования определяется правовыми нормами:

  • ст.85 Уголовно-процессуального кодекса России;
  • ст.50, ст.71 и ст.89 Конституции России;
  • ст.176 Уголовно-исполнительного кодекса России;
  • президентским указом за номером 1500 от 28 декабря 2001г.

В уголовном делопроизводстве помилование – это указ Президента России о частичном смягчении наказания или полном освобождении лица, осужденного по приговору суда.

Кроме того, указом можно только снять судимость, но нельзя отменить уже воплощенные по факту виды наказаний (взысканный штраф и т.п.).

Ввиду своей занятости Президент государства не может подробно вникать в детали каждого прошения о помиловании и изучать обстоятельства каждого преступного деяния, совершенного лицом, от имени которого подается прошение. По этой причине прежде чем оно попадет на подпись Президенту, прошение изучается:

  • в уголовной исполнительной инспекции, опекающей место заключения, лица, подавшего прошение;
  • руководством уголовно-исполнительного учреждения;
  • комиссией граждан административной единицы или образования;
  • местными органами власти, руководитель которой подает прошение о помиловании.

Адвокат в Санкт-Петербурге, обладая необходимым опытом и юридическим знаниями, сможет не только правильно составить прошение о помиловании, но и проследить все этапы его прохождения по соответствующим инстанциям.

Кто может подать прошение о помиловании

Право на подачу прошения имеет каждый осужденный, являющегося гражданином России вне зависимости от тяжести наказания. Решения о помиловании может приниматься только по каждому отдельно взятому лицу, подавшему прошение. Оно принимается лишь после рассмотрения всех обстоятельств и доказательной базы совершенного преступного деяния.

Прошение отклоняется если:

  • осужденный совершил преступное деяние во время прохождения испытательного срока по условному освобождению;
  • гражданин находится на свободе по условно-досрочному освобождению;
  • осужденный является неоднократным нарушителем порядка содержания;
  • гражданин освободился по амнистии;
  • гражданин уже был ранее помилован;
  • в отношении осужденного уже применялось смягчение тяжести наказания.

Различие и сходство между помилованием и амнистией

Для непосвященного в юридические тонкости человека разница между помилованием и амнистией незначительна или полностью отсутствует. В целом это понятно, так как обе предусматривают освобождение от отбывания наказания и представляют собой одно из средств внесудебного смягчения или отмены назначенного судом наказания.

Однако между этими двумя правовыми понятиями существуют отличия.

  • Действие амнистии распространяется одновременно на несколько осужденных, в то время как помилование касается только одного.
  • Помиловать можно лишь подавшего прошение осужденного, в то время как амнистия применяется к группе осужденных, независимо от желания каждого из них. Тем не менее каждый попавший по действие амнистии обязан подписать свое согласие с ней.
  • Помилование применятся только после изучения характеристики осужденного и обстоятельств дела. Под действие амнистии попадает круг осужденных, объединяемых категорией преступного деяния, видом или тяжестью наказания.
  • Помиловать может только первое лицо государства, в то время как амнистия назначается судебным учреждением.

Помилование является правовым актом, корректирующим практику исполнения наказаний за уголовное преступление в случаях, когда назначено неоправданно тяжелое наказание или, когда оно касается граждан, имеющих право на снисхождение. Это предопределяет избирательность процедуры помилования, амнистия же предполагает распространение решения на большое количество осужденных.

Кроме того, следует знать, что осужденный по рядовому преступному деянию скорее всего процедурой помилования воспользоваться не сможет, поскольку для этого должны быть очень веские и значимые причины.

Кто имеет в 2019 году право на подачу прошения о помиловании

Подать прошение Президенту имеет право любой осужденный–гражданин РФ, независимо от тяжести определенного судебным постановлением наказания. Также такое прошение могут подать родные, коллеги и друзья осужденного.

Однако такую инициативу в первую очередь должен проявить сам осужденный, подав на имя Президента соответствующее прошение, которое должен составить адвокат по уголовным делам, имеющий необходимую квалификацию и опыт. Если осужденный этого не делает, ходатайства близких, родственников, коллег и друзей рассматриваться не будут. Их прошения могут только прилагаться к ходатайству осужденного о помиловании.

Если по каким-либо причинам поданное осужденным прошение будет отклонено Президентом России, то повторное его рассмотрение возможно только через календарный год, кроме ситуаций, когда возникают весомые обстоятельства.

Сама по себе процедура помилования через прошение от осужденного достаточно длительная и сложная, но это реальная возможность получить смягчение или освобождение от наказания и пренебрегать ею не следует.

Источник: https://sstumanov.ru/pomilovanie-v-ugolovnom-prave/

Помилование по УК РФ

Издание акта о помиловании является прерогативой

Инструкция об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании

1.

Инструкция об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами о помиловании (Далее – Инструкция) разработана на основании Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2001 N 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации” (Далее – Положение).

Инструкция регламентирует порядок приема администрацией учреждения, исполняющего наказания, (Далее – администрация учреждения) ходатайств осужденных о помиловании, их регистрации и учета, направления в территориальные органы уголовно-исполнительной системы, а также порядок регистрации и учета территориальными органами уголовно-исполнительной системы ходатайств о помиловании и направления их в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (Далее – комиссия).

2. Ходатайство о помиловании подается осужденным на имя Президента Российской Федерации в письменной форме и регистрируется администрацией учреждения в журнале учета ходатайств осужденных о помиловании (приложение N 1) в день его подачи. В этом же журнале регистрируются все поступающие запросы, связанные с рассмотрением ходатайств о помиловании.

3. Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы отдельно на каждого осужденного с сопроводительным письмом, подписанным начальником учреждения, исполняющего наказания, или лицом, его замещающим.

Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, – не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

4.

Запросы документов и дополнительных сведений, необходимых для подготовки материалов о помиловании, по вопросам помилования исполняются администрацией учреждения не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, а в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, – не позднее чем через 10 дней. Вся переписка, связанная с направлением ходатайства о помиловании, приобщается к личному делу осужденного.

5. К ходатайству о помиловании прилагаются следующие документы:

копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

извещение о вступлении приговора (приговоров) в законную силу;

справка о состоянии здоровья осужденного;

сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

анкета осужденного, обратившегося с ходатайством о помиловании (приложение N 2), с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

6. Начальник учреждения, исполняющего наказание, несет ответственность за соблюдение осужденным установленного порядка представления необходимой документации, а также полноту и достоверность соответствующих сведений.

7. К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы информирует осужденного, обратившегося с ходатайством, о дате направления ходатайства в комиссию.

8. Администрация учреждения должна ознакомить осужденных с порядком подачи ходатайств о помиловании.

9. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы в день получения ходатайства о помиловании регистрирует его в журнале учета ходатайств осужденных о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направляемых в комиссию (приложение N 3), осуществляет проверку полноты представленных документов.

В случае обнаружения недостоверности или неполноты данных материалов территориальный орган уголовно-исполнительной системы запрашивает необходимую информацию у администрации учреждения.

Независимо от получения запрашиваемых сведений из учреждения, исполняющего наказание, территориальный орган уголовно-исполнительной системы обязан не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, а в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, – не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании направить его в комиссию, а также проинформировать о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

10. Ходатайство о помиловании вместе с документами, указанными в пункте 5 Инструкции, представляется в комиссию с сопроводительным письмом, в котором отражается вывод о полноте представленных материалов.

При поступлении запроса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии о представлении дополнительных сведений и документов, необходимых для подготовки материалов о помиловании осужденного, администрация учреждения обязана направить ответ не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, а в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, – не позднее чем через 10 дней.

11.

В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании (представление осужденного к условно-досрочному освобождению, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, совершение злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания или нового преступления), администрация учреждения, в котором отбывал наказание осужденный, незамедлительно по телеграфу или посредством факсимильной связи уведомляет об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации. При переводе осужденного в другое учреждение, исполняющее наказание, в обязательном порядке в уведомлении указывается новый адрес его места нахождения.

О состоявшемся судебном решении в связи с рассмотрением вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного, ходатайствующего о помиловании, о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания или о прекращении в отношении него уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, администрация учреждения сообщает дополнительно по телеграфу или факсимильной связью в территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации.

Уведомление регистрируется администрацией учреждения в журнале учета ходатайств о помиловании.

12.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования (Пункт 16 Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2001 N 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53 (ч. II), ст. 5149; 2007, N 12, ст. 1376; 2009, N 21, ст. 2548; 2012, N 27, ст. 3677).

13. Копия Указа Президента Российской Федерации о помиловании, поступившая в администрацию учреждения и в территориальный орган уголовно-исполнительной системы, приобщается к личному делу осужденного.

14.

Администрация учреждения в течение двух дней с момента исполнения акта о помиловании направляет об этом уведомление в федеральное казенное учреждение “Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации”, информационный центр территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту осуждения и отбывания наказания помилованного лица, территориальный орган уголовно-исполнительной системы.

15. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы ежемесячно – до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Федеральную службу исполнения наказаний информационную сводку о ходатайствах осужденных о помиловании (приложение N 4) посредством факсимильной связи, телетайпу или электронной почте.

Источник: https://www.xn----7sbafcdfeo9bo5ae7ct.xn--p1ai/page-278.html

Помилование и условия его применения

Издание акта о помиловании является прерогативой

Помилование – это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

Помилование имеет много общих черт с амнистией (см. к ст. 84 УК РФ). Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

В соответствии с п. “в” ст. 89 Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласно п. “е” ст. 103 Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Статья 85 УК РФ, воспроизводя положение Конституции РФ об осуществлении помилования Президентом Российской Федерации, конкретизирует его указанием на то, что помилование применяется в отношении индивидуально определенного лица. В отличие от помилования амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (ч. 1 ст. 84 УК РФ).

Как и амнистия, помилование представляет собой комплексный, межотраслевой институт, который включает нормы не только уголовного права, но и конституционного, уголовно-исполнительного и административного права.

В соответствии с п. 3 ст. 50 Конституции РФ инициатива о помиловании может исходить только от осужденного за преступление (акты об амнистии принимаются по инициативе органов государственной власти).

Подробная регламентация порядка рассмотрения ходатайств о помиловании дается в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации”, утвердившем Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

В соответствии с названным Указом Президента РФ в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по вопросам помилования, которые наделены полномочиями по отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применить или не применить помилование к конкретному лицу.

Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или ином смягчении положения) этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании.

В отличие от акта помилования постановление высшего органа государственной власти об амнистии определяет категории лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают органы, которым поручено исполнение акта об амнистии.

В отличие от амнистии помилование может осуществляться только в отношении лиц, осужденных за совершение ими преступлений. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть также освобождены от уголовной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ акт о помиловании может содержать следующие решения:

об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания;

о сокращении назначенного наказания;

о замене назначенного наказания более мягким видом наказания;

о снятии судимости.

В правоприменительной практике встречаются случаи замены актом помилования назначенного наказания условным осуждением. Представляется, что это выходит за рамки ч. 2 ст. 85 УК РФ. Поскольку подобные решения подсказаны потребностями жизни, целесообразно внести соответствующие изменения в данную статью.

Акты о помиловании носят исключительный характер, поэтому их принятие не связано никакими условиями. Закон не устанавливает основания для применения помилования, равно как и не предусматривает ограничений ни по кругу лиц, ни по характеру и степени общественной опасности совершенных ими преступлений.

Помилование может быть применено к любому осужденному независимо от отбытого им срока наказания.

Однако практика применения этого института свидетельствует о том, что решение о помиловании принимается с учетом поведения осужденного во время отбывания наказания, а также характера и тяжести совершенного преступления и личности осужденного.

Вопреки действующему законодательству предпринимались попытки нормативно ограничить применение помилования. Так, указанием Министерства юстиции РФ от 20 октября 2000 г.

№ 8909-ЮК “О подготовке материалов на помилование” предлагалось “исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления – менее двух третей срока наказания, назначенного судом”. 14 марта 2002 г. это указание было отменено как противоречащее ст. 85 УК РФ.

В названном выше Положении о порядке ходатайств о помиловании в Российской Федерации содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом делается оговорка, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих категорий осужденных:

совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или актом помилования;

которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Наряду с этим в Положении приводится перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание комиссиями по рассмотрению ходатайств о помиловании:

характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

срок отбытого (исполненного) наказания;

совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Приведенный перечень обстоятельств носит рекомендательный характер, они не могут ограничить право высшего должностного лица на применение акта о помиловании к конкретному лицу, а являются своего рода ориентиром в подготовке материалов о помиловании членами комиссии по вопросам помилования.

К ходатайству о помиловании администрация прилагает: анкету установленной формы; копии всех имеющихся в деле приговоров, определений и постановлений судебных органов; подробную характеристику поведения осужденного и его отношения к труду. В характеристике отражается также мнение администрации, а если это необходимо, и мнение наблюдательной комиссии по существу ходатайства.

Особого внимания заслуживает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно п. 2 ст.

20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Как предусмотрено ч. 3 ст. 59 УК РФ, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Необходим взвешенный, сугубо индивидуальный подход в каждом случае применения актов помилования, особенно к осужденным к исключительной мере наказания. Чрезмерно широкое применение актов помилования способно негативно сказаться на стабильности судебных приговоров.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено применение смертной казни до того времени, когда на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за которое по закону может быть назначено это наказание, будут гарантированы возможности реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Анализ сложившейся практики применения помилования позволил ряду правоведов внести заслуживающие, на наш взгляд, внимания законодателя предложения по совершенствованию этого института.

К ним прежде всего относятся предложения о расширении круга лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании, включив в него кроме осужденного его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного.

Источник: https://studopedia.ru/5_1474_pomilovanie-i-usloviya-ego-primeneniya.html

Помилование. Как, кого и когда миловал Президент РФ

Издание акта о помиловании является прерогативой

Сразу же, в начале статьи привожу инфографику о количестве осужденных и помилованных за разные периоды правления трёх Президентов.

Источник: диссертация Натальи Елисеевой «Рецидив среди помилованных и деятельность органов внутренних дел по его предупреждению»

Резкое снижение количества помилованных вызвано мнением, в прошлом офицера ФСБ, Виктора Иванова о том, что комиссия излишне милосердна, миловать нужно только в исключительных случаях, а принимать подобные решения должны далеко не писатели и врачи.

Виктор Иванов — российский чиновник, приближенный Владимира Путина. Работал в управлении КГБ по Ленинграду, после увольнения в запас в 1994 году устроился в мэрию Санкт-Петербурга, где работал вместе с Путиным.

За первые 8 месяцев своего правления, включая временно исполняющего обязанности, Владимир Путин помиловал 12836 человек, установив рекорд.

Благодаря Иванову бал подготовлен проект реформы института помилования, после которого был разработан и подписал Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации”. Иванов сам решал, какое прошение передать Президенту, а какое отправить в архив.

5 инстанций, которые должно пройти прошение

Если при Ельцине прошение подавалось напрямую в Комиссию по помилованию при Президенте РФ, то у Путина другой порядок. Своим Указом он создал в каждом субъекте РФ свою комиссию, которая формируется из конкретных лиц Указом высшего должностного лица субъекта РФ. Как это происходит на примере Свердловской области:

  1. Осужденный пишет прошение в администрацию исправительного учреждения на имя Президента РФ.
  2. У администрации колонии есть 10 дней за преступления, совершенные впервые, небольшой и средней тяжести; 20 дней за все остальные совершенные преступления.
  3. Далее, эти материалы (прошение, личное дело, характеристики и прочее) направляются в ГУ ФСИН по Свердловской области для регистрации и перенаправляют в Комиссию по вопросам помилования Свердловской области. Срок на регистрацию жалобы 5 и 7 дней (соответственно предыдущему пункту) с момента получения.
  4. Когда Комиссия получит материалы из ГУ ФСИНа, у нее есть 30 дней на рассмотрение прошения и подготовки заключения Губернатору Свердловской области.

Губернатор Свердловской области – Евгений Куйвашев

После всей отработанной бюрократии, исход помилования зависит от двух высших должностных лиц субъекта РФ и самой РФ:

  1. Губернатор представляет это заключение Президенту РФ.
  2. Путин принимает решение.

При том, их действия ничем не ограничены и нет каких либо обязательств по их исполнению. Сроки могут быть как самыми скорыми, так и затянуться до бесконечности.

Фактически треть всех помилований в России с 2012 года, то есть с начала нового путинского срока, имеет названные политические причины. К очевидно политическим относится решение о помиловании Михаила Ходорковского, бывшего владельца нефтяной компании ЮКОС.

О помиловании Ходорковского заговорили почти сразу после приговора, но с самого начала власть дала понять, что это вопрос не милосердия, а политики. Путин заявил, что обязательное условие помилования Ходорковского — признание вины .

Ходорковский отказывался признаваться и пробыл в тюрьме больше десяти лет — до тех пор, пока его адвокату не сообщили, что признание больше не требуется.

Путин подписал указ — а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тут же сообщил, что сам факт ходатайства нужно рассматривать как признание вины: «Если просит о помиловании, значит, признает вину». Цитата взята с медиа-ресурса proekt.media.

“Медведевская” оттепель помилования

Д. Медведев

Можно заметить, внимательно изучив документы статистики, Путин миловал убийц, а Медведев – воров. За третий срок Владимир Владимирович, если отсечь “политических” помилований, помиловал только 17 человек. За время президентства Дмитрия Анатольевича было помиловано больше людей, чем за второй, третий и четвертый сроки Путина, но не на много.

Сведения: Росстат, Судебный департамент при Верховном суде

Учитывая положения статьи 50 Конституции РФ, Президент РФ вправе помиловать не только путем освобождения от уголовного наказания в виде лишения свободы, но и также от любого другого вида наказания, например штрафа или обязательных работ. Но Конституционный Суд РФ не признавал Указ Президента № 1500 несоответствующим Конституции РФ, который не предусматривает помилование от более мягких наказаний.

Надо помнить, что случись чудо, родного и близкого человека милует милует сам Президент РФ, то это не будет являться реабилитирующим основанием. Компенсации никто не заплатит и все денежные взыскания придется заплатить рано или поздно.

Последние несколько лет Владимир Путин, находясь на посту Президента РФ обещает подумать над тем, как улучшить комиссии и избавиться от излишней бюрократии.

Если просить о помиловании, то нужно заручиться поддержкой родных и близких, общественности и депутатов, гос.органов и духовенства. В этом случае “мизерные” шансы увеличатся, но тоже не на много.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b82e7a8d83c5800ae7e04aa/pomilovanie-kak-kogo-i-kogda-miloval-prezident-rf-5e8374e713cc2b78dcfa989b

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.