Исправительные работы в школе

Уголовная ответственность школьников: за что и с какого возраста

Исправительные работы в школе

За что могут привлечь к ответственности школьника, и какое наказание ему грозит.

Всю ответственность за поступки детей до определенного времени несут родители. Но в какой-то момент ребенок становится достаточно взрослым, чтобы самому отвечать за все, что натворил. Уголовный кодекс РФ гласит, что это наступает в день 14-летия. В УК РФ есть целая глава, посвященная ответственности несовершеннолетних за правонарушения.

В статье 87 УК РФ главы 14 сказано, что несовершеннолетними считают тех, кому уже есть 14 лет, но еще не исполнилось 18. О них и пойдет речь.

За какие преступления

Нужно знать, что с 14 лет назначают уголовную ответственность только за 32 особо тяжелых правонарушения, которые перечислены в статье 20 УК России. Среди них:

  • убийство;
  • изнасилование или насильственные действия сексуального характера;
  • умышленное причинение тяжкого/средней тяжести вреда здоровью;
  • похищение людей;
  • угон;
  • кража, разбой, грабеж;
  • теракт.

Кроме этих, очевидно, серьезных преступлений по-взрослому наказать могут вот за что:

  • ложное сообщение о теракте;
  • несообщение о преступлении;
  • умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;
  • участие в массовых беспорядках;
  • вандализм;
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения;
  • вымогательство.

Многие подростки считают, что это не такие уж серьезные преступления, и за рисунки на стенах или вранье о заложенной бомбе их только пожурят. расскажите своим детям, что это как раз те нарушения, за которые можно получить судимость уже в 14 лет.

За большую часть преступлений ответственность наступает только в 16 лет.

Какие бывают наказания для несовершеннолетних

В статье 88 УК РФ сказано, что лицам до 18 лет могут назначить одно из 6 наказаний.

Штраф

Денежные взыскания могут выписать, даже если у ребенка нет своего источника дохода. Логично, что в этом случае заплатить штраф попросят родителей.

Но взыскать его по суду с представителей малолетнего нарушителя могут только с их согласия (пункт 2 ст. 88 УК РФ).

Если же они не согласны – нужно будет доказать, что родители (опекуны) тут ни при чем, а ответственность за поведение школьника в тот момент была на сторонних лицах.

Размеры взысканий – от 1 до 50 тысяч рублей или же в размере дохода школьника за срок от 2 недель до полугода.

Отказ в праве заниматься какой-то деятельностью

Здесь то же, что и у взрослых. Запрет может сочетаться с другим наказанием, например, штрафом.

Обязательные работы

Они должны быть по силам наказанному, на их выполнение должно отводиться не больше 2 часов в сутки (если школьнику меньше 15 лет) или 3 часов (если ему 15-18 лет). Они осуществляются во время, не занятое основной работой или же учебой. Сроки таких работ – от 40 часов до 160 часов.

Исправительные работы

Согласно п. 5 ст. 88 УК РФ, такие работы могут назначаться на срок вплоть до года. Они тоже должны быть посильными для подростка, должны производиться в свободное время.

Ограничение свободы

Оно подразумевает наложение некоторых запретов. К примеру, могут запретить уходить из дома в определенное время суток, посещать некоторые места, уезжать из города. Ограничить свободу школьнику можно на срок от 2 месяцев до 2 лет.

Лишение свободы

Самое серьезное наказание. Поэтому есть ряд ограничений:

  • если школьник в первый раз совершил преступление средней тяжести и ему меньше 16 лет – такое наказание не назначают;
  • если несовершеннолетний (младше 18 лет) в первый раз совершил преступление, классифицируемое как легкое – тоже нельзя лишать свободы;
  • всех, кто моложе 16 лет, могут лишить свободы на срок до 6 лет. Даже если преступление тяжелое;
  • за особо тяжкие тем, кто моложе 16 лет, назначают заключение сроком 10 лет, не более.

Какие послабления есть для молодых преступников

При выборе наказания подростку, как правило, учитывают условия его жизни, особенности воспитания, психическое развитие, характерные черты личности. Если доказать, что ребенка подтолкнул на преступление взрослый, тоже можно смягчить наказание.

Небольшой возраст признают смягчающим обстоятельством.

Школьника, совершившего преступление легкой либо средней тяжести, могут вовсе освободить от уголовного наказания, если убедить суд, что он исправится после принудительных мер воспитания. Это:

  • вынесение предупреждения;
  • определение под надзор родителей либо определенного госоргана;
  • возмещение причиненного вреда (с учетом его финансового положения и трудоспособности – п.3 ст.91 УК РФ);
  • ограничение досуга и введение особых требований к поведению.

Школьника, который совершил преступление тяжкое или средней тяжести, могут избавить от уголовного преследования. Вместо этого его поместят в закрытое спецзаведение учебно-воспитательного профиля (не более чем на 3 года) – п. 2 ст.92 УК РФ. Фактически, это воспитательная колония.

Сроки давности при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину. То есть для школьников это:

  • 1 год для преступлений небольшой тяжести;
  • 3 года – средней тяжести;
  • 5 лет – для тяжкого преступления;
  • 7,5 лет для особо тяжких преступлений.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/ugolovnaia-otvetstvennost-shkolnikov-za-chto-i-s-kakogo-vozrasta-5d2d426ccfcc8600ad79e825

Российское уголовное право

Исправительные работы в школе

⇐ Система наказаний в отношении несовершеннолетних и их особенности

Обязательные работы выражаются в выполнении осужденным в свободное от учебы или работы время бесплатных общественно полезных работ. В соответствии с принципом гуманизма такие работы должны носить посильный для несовершеннолетнего (в зависимости от его возраста, физического состояния, здоровья, развития) характер.

Такие работы должны выполняться в свободное от учебы или работы время, поэтому при их назначении суд должен тщательно исследовать распорядок дня подростка и учесть не только его загруженность в школе, но и иные виды нагрузки, например, занятия профессиональным или любительским спортом, прохождение амбулаторного лечения, дополнительные занятия с репетиторами при подготовке к поступлению в вуз и т.п., а также оценить влияние (положительное или отрицательное) этих факторов на подростка.

Минимальный и максимальный срок обязательных работ сокращен для несовершеннолетних на одну треть, что составляет соответственно не менее 40 и не более 160 часов.

Ежедневная продолжительность выполнения обязательных работ варьируется законодателем в зависимости от возраста подростка, который определяется на момент вынесения приговора, и составляет

  1. для подростков в возрасте от 14 до 15 лет — не более 2 часов в день;
  2. для подростков в возрасте от 15 до 16 лет — не более 3 часов в день;
  3. для подростков в возрасте от 16 до 18 лет — не более 4 часов в день.

Если несовершеннолетний злостно уклоняется от отбывания обязательных работ, то они могут быть заменены ему наказанием в виде ареста или лишения свободы из расчета 8 часов обязательных работ за 1 день ареста или лишения свободы.

Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ определяется ст. 25-30 УИК РФ.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетнему осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органами Местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

Минимальный срок исправительных работ для несовершеннолетних не отличается от такого срока для взрослых и составляет 2 месяца, а максимальный сокращен наполовину и не может превышать 1 года.

Законодатель не оговаривает особо процент удержаний из заработка несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, поэтому его величина по общему правилу может лежать в диапазоне от 5 до 20%.

Исправительные работы имеет смысл назначать несовершеннолетним, не являющимся учащимися средних общеобразовательных школ, дневных отделений высших и средних профессиональных учебных заведений, как правило, имеющим соответствующую профессиональную подготовку, ранее работавшим, но лишившимся работы, например, в связи с полной ликвидацией предприятия, либо не имеющим профессиональной подготовки, но на крупных предприятиях, располагающих собственной учебной базой. Если подросток не имеет общего среднего образования, необходимо рассмотреть возможность соединения работы с обучением в вечерней школе. При этом надо также учитывать состояние здоровья подростка.

Предполагаемое место исполнения исправительных работ должно находиться в районе места жительства осужденного, что позволяет подростку ежедневно прибывать на работу и возвращаться с нее в место постоянного проживания.

С учетом положений трудового законодательства Российской Федерации (ст. 63 ТК РФ) исправительные работы могут назначаться лицам, достигшим к моменту вынесения приговора 16 лет, а в исключительных случаях — 15 лет.

При определении размера удержаний из заработной платы подростка суд должен исходить из его материального положения, а также из того, один ли он проживает, есть ли на его иждивении другие родственники (престарелые родители, братья и сестры, дети, жена), из необходимости и возможности возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, из наличия у подростка других источников финансовых поступлений (получение алиментов, дивидендов по акциям, процентов по банковским вкладам и т.п.).

Если подросток злостно уклоняется от исполнения исправительных работ (прогуливает работу, нарушает трудовую дисциплину, появляется на рабочем месте в нетрезвом состоянии, не осваивает производственное оборудование и т.п.

), то исправительные работы могут быть заменены ему арестом из расчета 1 день ареста за 2 дня неотбытой части наказания в виде исправительных работ или лишением свободы в пропорции 1 день лишения свободы за 3 дня исправительных работ.

Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ регламентируется ст. 39-46 УИК РФ.

При этом, однако, следует исходить из того, что не могут ограничиваться уголовно-исполнительным законодательством льготы, предоставляемые несовершеннолетним трудовым законодательством и направленные на обеспечение их нормального физического и нравственного развития, например, связанные с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени, увеличенный трудовой оплачиваемый отпуск и т.п.

Арест заключается в содержании несовершеннолетнего осужденного в условиях строгой изоляции от общества продолжительностью от одного до 4 месяцев.

Таким образом, максимальная продолжительность ареста для несовершеннолетних сокращена на одну треть, а минимальная оставлена такой же. Закон (ч. 1 ст.

54 УК РФ) позволяет суду назначить арест и менее чем на 1 месяц, но только лишь в случае замены обязательных или исправительных работ.

Это наказание может быть назначено только несовершеннолетним, достигшим к моменту вынесения приговора 16 лет. К настоящему времени это наказание не введено в действие и суд лишен возможности его назначения.

Порядок исполнения наказания в виде ареста определяется ст. 68-72 УИК РФ.

Источник: https://isfic.info/koms/criml131.htm

Лекция 7. Особенности обязательных и исправительных работ применительно к несовершеннолетним

Исправительные работы в школе

Обязательные работы – новый в законодательстве вид наказания, который согласуется с общепризнанными международными стандартами обращения с преступниками. Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), среди возможных мер, альтернативных решению свободы, выделяют общественно-полезные работы[147].

В зарубежных странах обязательные работы рассматриваются в основном как наказание, назначаемое в порядке замены других, более жестких мер (ареста, лишения свободы и т.п.)[148]. В России же данный вид наказания существует в качестве самостоятельного.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от учебы или основной работы время бесплатных общественно полезных работ (ч. 1 ст. 49 УК РФ). В отношении несовершеннолетних к обязательным работам предъявляется требование их посильности (ч. 3 ст. 88 УК РФ).

Как известно, содержанием любого наказания является комплекс правоограничений, возлагаемых на осужденного. В содержании наказания можно выделить качественную и количественную сторону.

Качественным содержанием наказания в виде обязательных работ являются ограничение следующих конституционных прав: права на отдых; права на оплату труда; права на свободу выбора труда.

Количественную сторону содержания наказания в виде обязательных работ можно проанализировать с точки зрения объема правоограничений и их степени.

Объем правоограничений зависит от продолжительности обязательных работ, которая составляет для несовершеннолетних от 40 до 160 часов.

Степень правоограничений выражает, во-первых, интенсивность наказания, т. е. ежедневную занятость осужденного на работах.

В соответствии с законом продолжительность данного наказания для несовершеннолетних, не достигших пятнадцатилетнего возраста, составляет от одного до двух часов в день, для несовершеннолетних в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – от 1 до 3 часов в день.

Соответственно несовершеннолетние 16-17-летнего возраста могут, как и взрослые, привлекаться к выполнению обязательных работ на срок до 4 часов в день.

При отбытии данного вида наказания может возникнуть ситуация, при которой лицо, не занятое учебой или работой, будет ежедневно иметь больше свободного времени для выполнения обязательных работ, чем несовершеннолетний, который учится или работает.

В результате последнему придется в течение более длительного периода отбывать наказание в виде обязательных работ, т. е.

при равном объеме наказания возрастет продолжительность его отбывания, продолжительность существования уголовно-правовых отношений между государством и осужденным, что приведет к возрастанию карательной силы назначенного наказания.

Во-вторых, степень правоограничений, возлагаемых на осужденного к наказанию в виде обязательных работ, во многом выражается в конкретном труде, к которому привлекается несовершеннолетний осужденный, в его виде и тяжести.

В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве нет никаких указаний на то, каким именно по характеру должен быть этот труд, имеется лишь упоминание о том, что выполняемые работы должны быть общественно полезными.

Вид же работ, непосредственно подлежащих выполнению конкретным осужденным, определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

Таким образом, уголовно-исполнительная инспекция совместно с органом местного самоуправления вправе определить несовершеннолетнему осужденному любой вид и тяжесть работ, общественная полезность которых может существенно варьироваться, естественно, при соблюдении норм трудового законодательства об охране труда несовершеннолетних.

28 декабря 2004 года был принят Федеральный закон “О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ” №177-ФЗ[149]. Однако в настоящее время существует ряд проблем при исполнении данного вида наказания.

Во-первых, ограниченным является перечень работ, которые могут выполняться при отбытии данного вида наказания. Кроме того, необходимо соблюдать требование о посильности таких работ для несовершеннолетнего с учетом его возраста и физического развития. Как отмечает В.С.

Минская, “следует учитывать не только потребность в выполнении тех или иных работ на данный период времени, но и возможности, навыки и умения лица, осужденного к этому виду наказания”[150].

В качестве обязательных работ могут выполняться работы по озеленению населенных пунктов, уборке территорий и любые иные работы, не требующие специальной квалификации.

Во-вторых, при введении данного вида наказания не учитывалась перегруженность органов уголовно-исполнительной системы, а ведь именно уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за исполнением данного вида наказания. По данным, приводимым А.В.

Бриллиантовым, в год на одного человека, стоящего на учете, сотрудник уголовно-исполнительной инспекции может потратить всего 40 минут[151].

Это приводит к тому, что состоящие на учете лица не подвергаются должному надзору со стороны работников инспекций, соответственно, ставится под сомнение возможность достижение цели специальной превенции.

На наш взгляд, необходимо расширять практику применения обязательных работ в отношении несовершеннолетних, поскольку это наказание содержит в себе целый ряд положительных черт: подросток остается в прежнем коллективе, продолжает учиться либо работать, у него сохраняется заработок по основному месту работы. Кроме того, данный вид наказания может быть назначен абсолютно всем несовершеннолетним, независимо от рода их занятий и материальной обеспеченности.

Но при введении данного вида наказания нужно учитывать специфику личности несовершеннолетнего, его психологические особенности: для несовершеннолетнего крайне важным является мнение о нем окружающих лиц, прежде всего, друзей.

Поэтому при исполнении обязательных работ, которые несовершеннолетние могут воспринимать как позорящее наказание, целесообразным будет таким образом определить место работы и конкретное задание, чтобы по возможности исключить встречи несовершеннолетнего с его знакомыми и друзьями во время исполнения работ.

В частности, на наш взгляд, недопустимым является привлечение подростков к озеленению или уборке улиц, расположенных в непосредственной близости от места его проживания или учебы.

Введение в действие наказания в виде обязательных работ является еще одним шагом в реализации принципа приоритета более мягких наказаний, зафиксированного в статье 60 УК РФ.

Исправительные работы.

Это основной вид наказания, который назначается несовершеннолетним осужденным, не имеющим основного места работы, и отбывается в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства несовершеннолетнего на срок до 1 года с удержаниями в течение назначенного срока из заработка несовершеннолетнего от 5 до 20%.

Федеральным законом от 08.12.2003 г. “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации” №162-ФЗ в УК РФ были внесены изменения, касающиеся, в частности, порядка назначения исправительных работ.

Если до введения в действие этого закона исправительные работы отбывались осужденным по месту основной работы, то теперь положение кардинально изменилось, и исправительные работы могут назначаться только лицам, которые не имеют основного места работы.

На наш взгляд, такое решение законодателя является не совсем удачным, поскольку тем самым без достаточных оснований сужена сфера применения данного вида наказания, что исключает возможность назначения этого наказания работающему несовершеннолетнему, а соответственно, у суда остается меньше способов индивидуализировать наказание несовершеннолетнему, имеющему постоянное место работы, в случае совершения им, например, преступления небольшой тяжести. По нашему мнению, необходимо использовать оба возможных варианта назначения исправительных работ, поэтому предлагаем изложить ч. 1 ст. 50 УК РФ в следующей редакции:

“Исправительные работы могут назначаться как при наличии у осужденного постоянного места работы, так и при отсутствии такового. Исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, а в случае отсутствия такового – в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ”.

Подобные изменения необходимы еще и потому, что механизм исполнения исправительных работ по основному месту работы значительно проще, нежели исполнение исправительных работ в местах, определяемых органами местного самоуправления, поскольку в этом случае несовершеннолетний имеет постоянное место работы и проблемы трудоустройства не возникает.

Предложенная редакция ч. 1 ст. 50 УК РФ позволит назначать исправительные работы любому несовершеннолетнему, ориентируясь только на характер и степень общественной опасности совершенного деяния, а также на характеристику его личности, но не наличие либо отсутствие у него постоянного места работы.

Исправительные работы целесообразно назначать несовершеннолетним, которые нигде не работают и не учатся, ведут праздный образ жизни. Как показывает изучение статистических данных по Кемеровской, Томской, Новосибирской и Омской областям за 1999-2005 гг.

, эта группа включает в себя от 35 до 40% от всех осужденных несовершеннолетних.

Такие молодые люди, как правило, живут за счет родителей либо иных близких людей, а преступления, совершаемые ими, чаще всего являются результатом бездумного поведения, поэтому исправительные работы могут стать хорошим способом приобщения несовершеннолетних к общественно полезной деятельности.

Однако привлечение к исполнению трудовых функций еще не означает, что несовершеннолетний автоматически встанет на путь исправления. Не случайно А.С.

Макаренко подчеркивал: “Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.

Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата”[152].

По мнению И.А. Бушуева, М. Ефимова и А. Шагалова, сущность наказания в виде исправительных работ заключается в активном воспитательном воздействии со стороны производственного коллектива, которое в процессе труда испытывает на себе осужденный[153].

Поддерживая точку зрения указанных авторов о том, что воспитательное воздействие необходимо при отбывании несовершеннолетним наказания в виде исправительных работ, мы тем не менее не можем согласиться с определением сущности исправительных работ через воспитательное воздействие.

Сущностью исправительных работ, как и любого другого вида наказания, являются определенные правоограничения, возлагаемые на осужденного.

Что же касается воспитательной работы, то она сопутствует отбытию данного наказания, но ни в коем случае не является его составляющей, поскольку не несет в себе элементов кары.

Поэтому следует признать верным определение, данное А.Т. Ивановой и Н.В. Пискаревой, согласно которому “исправительные работы – это наказание, карательная сущность которого заключается в ограничении в установленном порядке некоторых трудовых и материальных прав и интересов осужденного”[154].

Таким образом, сущность исправительных работ, применяемых к несовершеннолетним, заключается в материальных, трудовых и иных ограничениях прав, свобод и интересов несовершеннолетнего в процессе выполнения им общественно полезного труда без изоляции от общества.

наказания в виде исправительных работ складывается из следующих правоограничений: 1) факт осуждения виновного несовершеннолетнего лица, т.е.

выражения в приговоре отрицательной оценки личности преступника и совершенного им деяния; 2) ограничения в праве места выбора работы; 3) продолжительность отбывания исправительных работ несовершеннолетним; 4) удержания, производимые из заработной платы несовершеннолетнего, осужденного к наказанию в виде исправительных работ; 5) изменения в правовом положении несовершеннолетнего осужденного.

Как мы уже отмечали, в соответствии с ч. 4 ст. 88 УК РФ продолжительность исправительных работ для несовершеннолетних не может превышать 1 года.

В юридической литературе существуют диаметрально противоположные подходы по вопросу о необходимости изменения сроков исправительных работ для несовершеннолетних.

Например, Н.Э. Мартыненко предлагает повысить минимальный срок исправительных работ с двух до шести месяцев с тем, чтобы повысить карательное содержание исправительных работ[155]. На наш взгляд, такое изменение привело бы к ограничению возможностей суда по индивидуализации наказания несовершеннолетним.

В судебной практике случаи, когда несовершеннолетние осуждаются менее, чем на 6 месяцев исправительных работ, составляют 10% от общего числа несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам (см. Таблицу 5).

Повышение минимального срока исправительных работ лишило бы судей возможности назначить несовершеннолетнему небольшой срок исправительных работ в случае, когда общественная опасность совершенного преступления и личности виновного невелика, и заставила бы их назначать иные виды наказания.

Только 6% судей, принявших участие в проведенном исследовании, поддержало предложение о повышении минимального срока исправительных работ до 6 месяцев.

Таблица 5



Источник: https://infopedia.su/1x9f29.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.