Использование должностными лицами своего служебного положения

Содержание

Специальный субъект общеуголовных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения

Использование должностными лицами своего служебного положения

В. В. РОМАНОВА

Действующее уголовное законодательство предусматривает во многих составах преступлений такой квалифицирующий признак, как использование своего служебного положения. Уголовно-правовое значение данного признака состоит в том, что при использовании служебного положения происходит посягательство на дополнительный объект — интересы службы.

Проблемы применения данного квалифицирующего признака связаны с толкованием нескольких понятий: служебное положение, использование служебного положения, субъект использования служебного положения.

Представляет интерес анализ постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по различным категориям дел о преступлениях, имеющих квалифицирующий признак «с использованием служебного положения», с позиций субъекта преступления.

Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» от 10 июня 2010 г.

№ 12 сказано, что к лицам, совершившим деяние, предусмотренное ч. 2 ст.

210 УК РФ, с использованием своего служебного положения, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» от 27 декабря 2007 г. № 51 под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, присвоения или растраты (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ), понимаются должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст.

285 УК РФ, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также иные лица, отвечающие требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст.

201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, в коммерческой организации).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» от 26 апреля 2007 г. № 14 разъясняет, что по п.

«г» ч. 3 ст. 146 УК РФ подлежит уголовной ответственности лицо, использующее для совершения преступления служебное положение. Им может быть как должностное лицо, обладающее признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст.

285 УК РФ, так и государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, а также иное лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст.

201 УК РФ (например, руководитель предприятия любой формы собственности, поручающий своим подчиненным незаконно использовать авторские или смежные права).

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов,

Стр.30

взрывчатых веществ и взрывных устройств» от 12 марта 2002 г.

№ 5 раскрывается, что хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств лицом с использованием своего служебного положения следует считать хищение их как лицом, которое наделено служебными полномочиями, связанными с оборотом оружия, в частности его использованием, производством, учетом, хранением, передачей, изъятием и т. д., так и лицом, которому они выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей (часовым, постовым милиционером, вахтером или инкассатором во время исполнения ими служебных обязанностей и т. п.).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» от 17 января 1997 г. № 1 гласит, что под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст.

209 УК РФ) следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т. п.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» от 18 января 2004 г. № 23, под лицами, использующими свое служебное положение (п. «б» ч. 3 ст. 174 и п. «б» ч. 2 ст. 1741 УК РФ), следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 15 июня 2006 г. № 14 указывается, что под использующим свое служебное положение лицом (п. «в» ч. 2 ст.

229 УК РФ) следует понимать как должностное лицо, так и лицо, выполнение трудовых функций которого связано с работой с наркотическими средствами или психотропными веществами.

Например, при изготовлении лекарственных препаратов таким лицом может являться провизор, лаборант, при отпуске и применении — работник аптеки, врач, медицинская сестра, при их охране — охранник, экспедитор.

Квалифицирующий признак «с использованием своего служебного положения» в статьях Особенной части Уголовного кодекса встречается достаточно часто.

Казалось бы, во всех случаях этот квалифицирующий признак должен иметь одинаковое содержание.

Между тем судебное толкование данного признака, даже на уровне высшей судебной инстанции, применительно к разным составам преступления существенно отличается.

К лицам, которые могут быть субъектом преступлений, совершенных с использованием служебного положения, Верховный Суд во всех случаях относит должностных лиц (примечание 1 к ст.

285 УК РФ) и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях (примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Все постановления прямо или косвенно к таким субъектам относят государственных и муниципальных служащих.

Но, кроме того, в одном постановлении использование служебного положения связывается с осуществлением трудовых функций («О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»); в одном — с выполнением служебных полномочий в целом или специальных обязанностей («О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве

Стр.31

и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств») и в одном постановлении упоминаются служащие в целом («О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»).

Безусловно, субъектами совершения общеуголовных преступлений с использованием служебного положения могут быть должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях, поскольку они обладают особыми полномочиями и положением, позволяющими облегчить совершение преступления.

Понятие должностного лица раскрывается в примечаниях к ст. 285 УК РФ.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В примечании 1 к ст. 201 УК РФ указано, какие именно лица признаются выполняющими управленческие функции.

А именно, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Практически во всех постановлениях обращено внимание и на категорию лиц, относящихся к государственным и муниципальным служащим.

Служащий является собирательным понятием, охватывающим следующие виды: 1) государственный и муниципальный служащий; 2) служащий государственного и муниципального учреждения; 3) служащий государственной корпорации; 4) служащий коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением.

Виды государственных служащих определены в ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

Так, федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получить денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Определение муниципального служащего дано в ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Стр.32

Неоднозначно в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации решается вопрос относительно иных субъектов — служащих государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, коммерческих и некоммерческих организаций.

Проблема заключается в определении фигуры служащего, не являющегося государственным или муниципальным служащим, а также не являющегося должностным лицом.

Представляется, что, даже являясь рядовым служащим, последний, находясь в системе служебной иерархии, имеет, как правило, возможность оказать содействие, повлиять, принять решение, действуя в рамках своих служебных полномочий, которыми не обладают лица, не являющиеся служащими организации(1).

В пользу изложенного подхода свидетельствует разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенное в постановлении «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм», в котором указано, что с использованием своего служебного положения понимаются действия лица по использованию своих властных или иных служебных полномочий, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением.

Но признавать субъектами использования служебного положения лиц, не относящихся к категории служащих, нельзя.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.

Поэтому трудовые функции выполняют как должностные лица либо лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и иные служащие, а также лица, которые в трудовом законодательстве определяются как работники, осуществляющие трудовую деятельность по профессии рабочего.

Признание субъектами преступлений, которые совершаются с использованием служебного положения, лиц, осуществляющих трудовую функцию по профессии рабочего, на наш взгляд, исключается, поскольку речь идет об использовании служебного положения(2).

Таким образом, под лицами, использующими свое служебное положение, следует понимать должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также служащих в целом.

Стр.33

Источник: http://www.procuror.spb.ru/k810.html

Использование служебного положения в личных целях: понятие, категории, ответственность

Использование должностными лицами своего служебного положения

Когда чиновник использует власть, которой он наделен, в личных целях, то это является составом преступления. УК РФ квалифицирует это как злоупотребление служебным положением. Рассматриваемая разновидность противоправных деяний прописана не только в правоприменительных актах России, Украины и других стран.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Что является злоупотреблением служебным положением

Следует отметить, что служебное положение неразрывно связано с полномочиями. Должностное лицо, которое занимает пост, получает за счет этого определенное положение, в это же время он наделяется рядом обязанностей, относящихся к полномочиям.

В статье 285 Уголовного кодекса содержится определение рассматриваемого преступления. Под злоупотреблением понимается выраженное в активной / пассивной форме деяние, совершаемое лицом, занимающим должность в госорганах. Диспозиция указывает на то, что целью является личная заинтересованность, чем может быть корысть.

Результатом совершения преступления является нарушение прав людей, организаций. В этом случае обязательно должен быть в наличии признак существенности, который является оценочным. Последствия могут носить тяжкий характер.

Следует разграничивать злоупотребление и превышение должностных полномочий. Основное различие ─ превышение может быть выражено только действием.

Состав преступления

Расследование дела предполагает четкое обозначение составных частей деяния, это нужно для того, чтобы правильно квалифицировать действие и привлечь к ответственности. Категория преступлений обладает двумя объектами, один относится к основному, второй – к дополнительному. Основным является интерес службы, дополняет его права организаций и людей.

К объективной стороне относят:

  1. Действие, выраженное в том, что чиновник использует свои полномочия против служебных интересов. Оно причиняет вред организации, где лицо выполняет обязанности.

  2. Последствия, выраженные в нарушении прав людей и предприятий.

  3. Причинная связь, которая должна образоваться между первым и вторым пунктом.

Чиновник наделен определенной компетенцией, которая отражена в законодательных актах, иных бумагах (к примеру, должностные инструкции, трудовой договор и прочее). Злоупотребить можно только теми полномочиями, которыми лицо наделено.

Использование в личных целях компетенции выражается в форме действия либо бездействия. В первом случае это может быть:

  • деятельность в рамках полномочий;
  • действия совершаются, но нарушается порядок, который установлен для их выполнения;
  • деятельность вопреки служебным интересам.

К бездействиям относят невыполнение действий, входящих в ряд полномочий. Состав относится к материальным, что требует обязательного наступления последствий. Деяние будет считаться оконченным тогда, когда произошло существенное нарушение прав.

Это признак оценочный. Устанавливается он исходя из обстоятельств дела. Следователь принимает во внимание, сколько человек выступает в качестве потерпевших, какой вид и размер вреда им причинен.

А также имеет значение, нарушались ли права, которые установлены Конституцией.

Важно! При отсутствии рассматриваемых последствий не может быть состава преступления, покушение на использование полномочий в личных целях не существует.

Воспользоваться своим положением чиновник может только с наличием умысла. Это говорит о том, что он понимает, какие последствия могут наступить и желает их наступления либо ему безразлично. И также предусматривается, что пользоваться компетенцией в преступных целях можно при наличии мотива. Состоит он в личной заинтересованности, чем может быть корысть.

Пользование полномочиями в рассматриваемом случае осуществляется лицом, достигшим возраста, с которого может быть привлечено к уголовной ответственности, а также занимает должность в государственном органе. Превышение сходно по составу, однако имеет свои особенные черты. Когда речь идет о взятке, то стоит оговориться, что это преступление предусматривается отдельной статьей уголовного законодательства.

Категории

Категории рассматриваемого преступления прописаны в Уголовном кодексе. Подразделение происходит в соответствии с частями статьи, в которой отражено деяние. Простой состав всегда указывается в первой части, последующие содержат квалифицирующие признаки. В статье 285 УК 3 части. Соответственно, в первой части имеется указание на простой состав.

Часть вторая наделена квалифицирующим признаком, который связан с занимаемой должностью. Сюда относятся чиновники, которые осуществляют деятельность в муниципальных и государственных органах.

Часть третья указывает на то, что последствия, наступившие в результате преступления, носят тяжкий характер. В этом случае нужно доказать, что у лица имелся умысел на причинение именно такой категории последствий.

При недоказанности этого признака, возможна квалификация деяния как халатность, которое относится к категории неосторожных.

Какая ответственность предусмотрена

Наказание за злоупотребление полномочий также зависит от того, по какой части статьи будет проведена квалификация. Простой состав наказывается так:

  • штраф, размер которого равен до 80 тысяч рублей (либо может быть установлено, что с виновного удерживается сумма его дохода за последние полгода);
  • лишение занимать определенную должность или осуществлять деятельность на протяжении пяти лет;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы до четырех лет.

Деяния, отраженные в части второй, наказываются:

  • штраф, равный до 300 тысяч рублей (либо доход за период до двух лет);
  • принудительные работы до пяти лет и лишение права на занятие должности или деятельностью до пяти лет;
  • лишение свободы до семи лет и указанным выше правом на три года.

Самое суровое наказание предусмотрено частью третьей – лишение свободы до десяти лет и правом на занятие деятельностью или должности на три года.

Источник: https://ypravo.com/zloupotreblenie-polnomochiyami/sluzhebnym-polozheniem.html

Злоупотребление должностными и служебными полномочиями: примеры, виды, статьи

Использование должностными лицами своего служебного положения

Использование служебного положения в совокупности со злоупотреблением полномочиями находятся под контролем Уголовного кодекса РФ. Ученые правоведения относится к подобным юридическим выражениям неоднозначно. Нет единой трактовки явления со стороны судебных практиков. Краток УК РФ.

Ведь в статье 201 нет определения и понятия использования служебного положения, текст посвящен злоупотреблениям, где подчеркнуто, что должностные лица не должны действовать, нарушая интересы предприятия, в котором пришлось работать, а также причинять вред другим гражданам.

Осужденных по данной статье наказывают крупными штрафами и даже лишают свободы.

Тесная связь

Как бы ни рассматривали вопросы, связанные с деятельностью высоких чинов, которые совершают разной степени должностные нарушения, направленные на ущемление чьих-то гражданских прав и свобод, в судебной практике разновидности преступных деяний высокопоставленных лиц часто пересекаются. Правоведение разделило неправомерные действия на виды, когда должностные лица:

  • злоупотребляют своей должностью;
  • превышают полномочия, исполняя обязанности;
  • деяние квалифицируют, как использование служебного положения.

Сложность трактовки заключена в большой вариации разных случаев на практике, которые трудно рассудить и подвести под подсудность правильную статью. Если со злоупотреблением и превышением полномочий имеется целый ряд законодательных актов в УК – 286, 285, 201, то использование служебного положения как бы подразумевается, так как имеет тонкую грань с каждой неправомерной деятельностью.

В каждом случае имеются юридические элементы:

  • субъекта;
  • объекта;
  • сторон субъективных и объективных.

Для квалификации и признания действия преступным необходим доказанный факт о корыстных намерениях.

Судебная практика по превышению полномочий

Один из примеров судебной практики – расследование дела о превышении полномочий сотрудниками отдела полиции. Должностные лица задержали нетрезвого гражданина и поместили его под арест. В течение пяти дней человек находился в камере без подачи заявления в суд и предоставления права связаться с представителем.

В связи с ненадлежащим уходом и плохим питанием у гражданина-диабетика повысился сахар, из-за чего он был вынужден обратиться за стационарным лечением. Сотрудников полиции за указанные действия наказали штрафом в сумме дохода за полгода и увольнением со службы.

Еще один пример – фиктивное трудоустройство родственников директором учебного заведения. Они числились в штате на разных должностях, но не работали. Их заработную плату подсудимая забирала себе. За указанные действия в отношении гражданки возбудили уголовное дело.

Характерные особенности

Использование должностными лицами своего служебного положения рассматривают со стороны действий и бездействий, учитывая их компетенцию и обязанности.

Более широкая трактовка раскрывает понятие как процесс совершаемый:

  1. В рамках должностных полномочий.
  2. Не связанный с работой, но под влиянием авторитета и связей.
  3. За границами служебных обязанностей.

Последний 3 пункт, характеризующий использование лицом своего служебного положения означает, что при выполнении мероприятий были превышены установленные нормативами и должностными инструкциями полномочия конкретным лицом.

Примером послужит действия коменданта общежития, когда он, не имея на то полномочий, вдруг войдет в комнату жильцов и начнет:

  • проводить обыск в помещении;
  • осматривать вещи;
  • изымать имущество.

В данном случае присутствует факт незаконного использования служебного положения с отсутствием у коменданта на то прав.

Законодательное определение

Существует другая позиция правоведов, которые не рассматривают выполнение конкретных действий чиновниками как преступные, даже если превышены их полномочия. Дело в том, что это прерогатива уголовных законов. Нельзя применять аналогичные положения даже в расширительном толковании явления. Запретительные меры определены принципом законности УК РФ в ч. 2 ст. 3.

Не стоит исключать прошлый опыт судебной практики, когда ВС СССР на Пленуме в 1990 году разъяснял понятия. Если отделяют юридические элементы – злоупотребления от превышений фикций властью, в суде должны учитывать их отличительные признаки:

  • первый случай — незаконное использование прав и полномочий должностными лицами, пренебрежение к служебным интересам;
  • когда происходит использование служебного положения в личных или любых противоправных намерениях, совершаются поступки, которые не входят в компетенцию чиновника или могут происходить, но при других обстоятельствах, утвержденных законами, подзаконными актам.

Здесь предусмотрены также события, которые никому в независимости от обстоятельств не дано права совершать.

В уголовном праве нет отдельных нормативов с ответственностью для лиц, превышающих свои полномочия при выполнении обязанностей или во время управленческих функций, так как это частные случаи. Отсутствие специальных законодательных норм позволяет привлекать к ответственности за проступки данного направления по нормативам, предусмотренным в общем характере по статье 201 УК РФ.

Должностные лица и пределы их полномочий

Должностными считаются лица, представляющие властные структуры по роду своей трудовой занятости. К таковым отнесены:

  • Работники правоохранительных органов, независимо от уровня или ведомства, занимающие какие-либо должности в указанной структуре (прокуратуре, полиции, СК).
  • Государственные работники федерального, регионального, муниципального подчинения, на некоторой должности в правительстве (государства, области), администрациях, мэрии.

К должностным отнесены также те лица, которые не выступает непосредственно как представители власти, но исполняют во властных структурах некоторые хозяйственные или иные функции: руководители кадровых подразделений, заведующие хозяйственным управлением.

Наделение гражданина правами должностного лица может быть как постоянным, так и временным, включающим специальное поручение разового характера. К примеру, присяжный заседатель становится должностным лицом, представляющим власть, на период прохождения судебного процесса.

Источник: https://UgKK.ru/uk/ispolzovanie-sluzhebnoj-informacii-v-lichnyh-celyah.html

Использование служебного положения: законодательные акты, ответственность и советы юристов

Использование должностными лицами своего служебного положения

Использование служебного положения в совокупности со злоупотреблением полномочиями находятся под контролем Уголовного кодекса РФ. Ученые правоведения относится к подобным юридическим выражениям неоднозначно. Нет единой трактовки явления со стороны судебных практиков. Краток УК РФ.

Ведь в статье 201 нет определения и понятия использования служебного положения, текст посвящен злоупотреблениям, где подчеркнуто, что должностные лица не должны действовать, нарушая интересы предприятия, в котором пришлось работать, а также причинять вред другим гражданам.

Осужденных по данной статье наказывают крупными штрафами и даже лишают свободы.

Вид преступления

УК РФ свою статью 159 в части 3 посвятил ответственности за преступное деяние с особой квалификацией по признакам мошенничества с использованием служебного положения.

В результате подобных противоправных действий происходит изъятие денежных или материальных средств обманным путем одним лицом в пользу другого.

В судах принимаются доказательства по фактам получения выгоды лицами из-за наличия у них:

  • должностного статуса, которые принадлежат к представителям органов власти, при выполнении ими обязанностей в государственном или муниципальном заведении, организации, силовом, воинском формировании;
  • работы в государственном или муниципальном учреждении;
  • руководящей должности в совете директоров негосударственного предприятия или в выполнении организационно-распорядительных, административных, хозяйственных функций.

Действующие лица и исполнители

Совершить мошенничество с использованием служебного положения может:

  • простой служащий;
  • руководитель крупного концерна;
  • работник частного предприятия.

Подобных преступлений аналитиками учтено много. К примеру, начальник коммерческого предприятия оформляет кредит, в залог отдает недвижимость фирмы, но сам не думает возвращать банку деньги.

Или бригадир строительной бригады получает зарплату за всю группу по договору и доверенностям. Он уверяет, что рабочие не должны прерывать производственные процессы для посещения кассы, а сам исчезает, не рассчитавшись с работниками.

Случаи показывают факт использования служебного положения в целях собственной преступной наживы.

От чего зависит мера ответственности

Проступки совершаются одним исполнителем или преступным сговором из нескольких участников.

Если только один фигурант имеет должностное положение, которым воспользовался, по статье 159 будет осужден только он, к остальным применена норма в соответствии с тяжестью совершенных действий.

Считается использование служебного положения УК РФ с крупными размерами хищения начиная с ущерба, нанесенного в размере 250 000 рублей.

Если в мошенническое дело включено несколько случаев, они будут объединены при условии:

  • использован один способ;
  • присутствует единый умысел;
  • квалификацию крупного хищения определят при сумме, превышающей 250 000 рублей.

Санкционные меры

За подобные нарушения положены наказания:

  • штрафные санкции от 100 000 до 500 000 рублей;
  • удержание из зарплаты, другого дохода за год или 3 года;
  • работы принудительного характера с лишением свободы на 2 года;
  • штраф 80 000 рублей с нахождением в исправительном учреждении до 6 лет;
  • заключение на срок до 1,5 года с денежными санкциями в размере полугодового заработка.

Законодатель серьезно приступил к корректировке настоящих законов и разработке новых законопроектов, предупреждающих мошеннические действия, где присутствует использование служебного положения УК.

Отягчающее обстоятельство

Под любым составом преступления следует понимать обязательные объективные и субъективные признаки. Совокупность этих элементов позволяет определить по УК РФ один из видов преступления или квалифицировать его. Когда указывают, что неправомерное деяние совершено с использованием должности, это отягчающее обстоятельство и признак, входящий в состав преступления.

Без объективных и объективных признаков в действиях должностного лица, привлечь его к ответственности нельзя. Если чиновник, наделенный властными полномочиями, неподобающе исполняет свои обязанности, в его работе присутствует использование служебного положения в личных целях – все эти критерии из правоприменительных актов.

Когда руководитель использует свою власть, дает распоряжение персоналу выполнить производственные мероприятия, предупреждающие вредные последствия и другие действия невозможно было применить – это не преступление, а крайняя необходимость.

В законодательных нормах указано, неправомерное использование руководящего положения выражается в разных формах:

  • нарушается финансовая дисциплина;
  • используются целевые денежные средства не по назначению;
  • предоставляются фальсифицированные данные ревизионным, фискальным органам;
  • отпускаются или сбываются товарные и материальные ценности по сниженной цене;
  • в аренду отдаются помещения, оборудование, транспортные средства, имущество по заниженной оплате;
  • договора заключают по невыгодным условиям, ухудшающим финансовое положение организации;
  • скрываются хищения и недостачи;
  • без оснований передают имущество физическим или юридическим лицам;
  • извлекают прибыль от чужой собственности;
  • в личных целях используют труд, ТС, механизмы, недвижимость, не оплачивая;
  • не возмещают стоимость за выполненные работы, услуги.

УК РФ предусматривает ответственность, если руководители предприятий, высокопоставленные чины использовали свое положение из корыстных побуждений или других личных интересов.

Преступный состав

Неправомерное использование чиновником власти, которая ему положена по закону, назначением или избранием для собственных благ входит в состав преступления. В УК РФ из статей 201-204 видно, что под действие данных правовых актов попадают незаконные намерения сотрудников предприятий разного статуса.

Злоупотребляют, превышают полномочия, совершают коммерческие подкупы разные структуры, поэтому они стоят под строгим контролем законодательной и исполнительной власти. Служебные интересы не трактуются в рамках одного ведомства. Они должны быть в сочетании, но не в противостоянии государственным интересам.

Жалоба жительницы

Приведем пример из жизни. В отдел юридической консультации пришла жительница города К. за помощью. У нее произошел спор с девушкой, служащей МВД.

Решив воспользоваться своим должностным положением и доступом к некоторым базам, по номеру телефона нашла данные обо всех членах семьи своей противницы. Этого было недостаточно.

Она стала угрожать разглашением личной переписки и конфиденциальных данных.

Ответ юриста

Московский юрист ей ответил, какие признаки преступления из действий полицейского, который использовал служебное положение, он обнаружил:

  • незаконный сбор сведений о частном лице – ст. 137 ч. 2;
  • нарушена тайна личной переписки – ст. 138 ч. 2;
  • совершено неправомерное вмешательство в компьютерную информацию, при условии, что был взлом серверов и копирование данных – ст. 272 ч. 3;
  • должностное лицо использует свои полномочия в ущерб служебных интересов, если имеется корыстная или личная заинтересованность – ст. 285 ч. 1.

Действия полицейского однозначно преступны, но виновность может определить только суд.

Перечисленные статьи указывают на преступление средней тяжести с максимальным наказанием до 4 лет лишения свободы.

Для реализации своих планов в прекращении посягательств на частную жизнь, шантажа, нужно обратиться в УСБ по месту жительства с заявлением. Инициировать разбирательство может прокуратура по жалобе.

Рекомендации предпринимателя

Когда создано предприятие, руководитель принимает его как инструмент для достижения производственных целей. Обыватели думают, как плохо, когда используют руководящую должность для получения каких-то благ. Положение, которое предоставляется директору компании, – это своеобразный инструмент схожий с оборудованием, компьютером. Никому не придет в голову, что работать с ними преступно.

Недопустимо использовать чин, чтобы:

  • заставлять людей поступать в ущерб собственных интересов;
  • насильственно домогаться.

Достигать своих целей всегда хорошо, когда действия происходят без помех для окружающих. Полезными будут книги, инструкции, разработки технологических процессов с использованием чужого передового опыта, если изданное не затрагивает коммерческих тайн, не порочит репутацию фирмы.

Добиваться положительных результатов, роста производительности никому не запрещено законными приемами, без насилия – морального и материального.

Источник: https://FB.ru/article/466915/ispolzovanie-slujebnogo-polojeniya-zakonodatelnyie-aktyi-otvetstvennost-i-sovetyi-yuristov

Характеристики злоупотребления должностными полномочиями

Использование должностными лицами своего служебного положения

Чтобы установить факт злоупотребления служебным положением, необходимо определить наличие мотива и умысла в действиях должностного лица. Подобное деяние отличает специфический состав преступления, для определения которого необходимо установить все обстоятельства произошедшего.

Если госслужащий наделенный властью использует её в своих корыстных целях, подобное деяние будет определено как злоупотребление служебным положением. Преступление имеет несколько форм, в зависимости от должности правонарушителя.

Действующая статья УК № 285 включает в себя три части и предусматривает возможность наказания в виде реального заключения под стражу на срок до 10 лет.

Для доказательства факта злоупотребления должностными полномочиями необходимо наличие определенных условий, в случае их отсутствия подобное деяние будет квалифицировано как дисциплинарное правонарушение, что влечет за собой существенно более мягкое наказание. 

Понятие и определение

Для установления понятия злоупотребления служебным положением необходимо определить полномочия должностного лица согласно должностной инструкции. Человек, находящийся на должностном посту получает определенный набор прав, полномочий и обязанностей.

Злоупотребление установленными должностными обязанностями, это действие или бездействие лица при исполнении служебных полномочий. В результате осуществленного незаконного деяния будут нарушены права граждан и компаний РФ.

Последствия злоупотребления служебными полномочиями могут иметь различные последствия, в том числе тяжкие. Существует одна разница между злоупотреблением и превышением данных должностному лицу полномочиями.

из них состоит в том, что в случае превышения выражаться оно может исключительно действием.

Составляющие характеристики преступления

Для рассмотрения преступления, в процессе которого произошло использование служебного положения в личных целях, необходимо четкое определение элементов незаконного деяния.  Это требуется для правильной квалификации и определения меры наказания, соответствующего степени тяжести поступка.  Данный вид преступлений включает в себя одновременно два объекта:

  1. Основной. Интересы службы
  2. Дополнительный. Законные права граждан и организаций

Объективная сторона использования служебного положения в корыстных целях включает в себя следующее положения:

  • Действие, в результате которого госслужащий использует свое служебное положение и данные ему полномочия, вразрез интересов службы.
  • Последствия преступного деяния выражаются в ущемлении законных прав граждан и организаций.
  • Между перечисленными пунктами должна быть выявлена причинно-следственная связь.

Каждый человек, находящийся на государственной службе, официально наделен определенными полномочиями, которые закреплены в действующих нормативно-правовых и законодательных актах и внутренних документах:

  • Должностные инструкции.
  • Трудовой договор.
  • Другие документы.

Незаконное пользование служебным положением может быть зафиксировано только по тем полномочиям, которые официально закреплены за чиновником. Использование в личных целях данных полномочий могут выражаться в виде действия или бездействия. Для первого случая характерно следующее:

  • Осуществление поступков в соответствии установленных должностных полномочий.
  • Осуществляются требуемые законом действия, но происходят они в несоответствующем порядке.
  • Поступки, которые противоречат интересам службы.

Для бездействия характерно прямое игнорирование установленных должностных обязанностей. Состав данного вида преступного деяния относится к категории материальных, что предусматривает неизбежное наступление негативных для пострадавшей стороны последствий.

Момент совершения преступления – это время фактического нарушения законных прав граждан. Данная характеристика носит оценочный характер. Он определяется исходя из установленных обстоятельств преступного деяния. При рассмотрении дела обязательными критериями, которые принимаются во внимание следственными органами, являются:

  1. Количество граждан, которые стали жертвами преступного деяния.
  2. Вид причиненного вреда.
  3. Размер нанесенного ущерба.
  4. Какие права нарушены (Конституционные или другие).

Если не будут установлены перечисленные последствия преступления, состав противоправного деяния установить не получиться.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Каждое должностное лицо может воспользоваться своим положением исключительно по прямому умыслу. Данный факт говорит о том, что злоумышленник осознает, что его действия незаконны и последствия деяния принесут для других граждан неблагоприятные последствия. Безразличие к данному факту со стороны чиновника, также является преступлением и относится к злоупотреблению служебным положением.

Незаконное использование своих должностных полномочий происходит при обязательном наличии мотива. Самым часто встречающимся мотивом являются корысть. Преступником, который использует должностные полномочия в корыстных целях, может быть лицо отвечающее следующим требованиям:

  • Достижение возраста, при котором возможно привлечение к уголовной ответственности.
  • Работа в государственной структуре, которая наделяет сотрудника определенными должностными полномочиями.

Самым близким по характеристикам преступлением является превышение должностных полномочий. Оно имеет схожий со злоупотреблением состав, но при этом имеет целый ряд отличительных особенностей.

Категории злоупотребления

285 статья УК «Использование служебного положения в личных целях» разделена на три части, каждая из которых характеризует одну из категорий данного преступления.

1 часть. Злоупотребление служебным положением, без каких либо квалифицирующих признаков.

2 часть.  Для данной части статьи 285 характерны квалифицирующие признаки, которые определяются исходя из занимаемой злоумышленником должности. Среди госслужащих, которые попадают под эту часть статьи 285,  указаны чиновники, работающие в органах государственной или муниципальной власти.

3 часть.  Данная часть предусматривает ответственность в случае, если совершенное противоправное действие принесло последствия тяжкого характера.

  Для квалификации преступления по данной части необходимо доказать наличие умысла, совершения преступления данного категории тяжести.

Если следствием не будут найдены доказательства совершения преступления по указанному выше умыслу, подобное деяние будет относиться к преступлению по неосторожности.

Возможная ответственность

УК РФ использование служебного положения относит к категории социальных. Мера наказания будет определяться исходя из того, под какую часть статьи 285 попадает совершенное преступление. Для простого преступления, которое соответствует первой части статьи 285, возможны следующие меры наказания:

  • Денежные взыскания со злоумышленника в объеме не более 80 000 рублей. В качестве альтернативы штрафным санкциям с обвиняемого может быть удержана сумма, равная его доходу, полученному в течение шести месяцев, предшествующих преступлению.
  • Увольнение с работы и наложение запрета на возможность занимать установленные судом должности на протяжении пяти лет.
  • Привлечение к принудительным работам, срок которых может составлять 4 года.
  • Арест чиновника на срок до шести месяцев.
  • в исправительном учреждении на протяжении не более четырех лет.

Вторая часть предусматривает более суровые наказания, при выявлении использования служебного положения в целях личного обогащения:

  • Максимальный размер денежного взыскания возрастает до суммы 300 000 рублей или взыскивается общая сумма дохода, полученная преступником в течение двух лет.
  • Пять лет трудовой деятельности принудительного характера. В качестве дополнительных санкций накладывается запрет на осуществление определенных видов деятельности в течение следующих пяти лет.
  • Период, на который злоумышленника могут лишать свободы достигает семи лет, с дополнительным наказанием, указанным выше на срок 3 года.

Третья часть статьи 285 предусматривает самое суровое наказание. 10 лет заключения в колонии и наложение запрета занимать установленные судом должности на протяжении трех лет.

Действия при обвинении в злоупотреблении должностными полномочиями

Если при определении обстоятельств преступления категории злоупотребления властью или служебными полномочиями было установлено, что в действиях должностного лица отсутствуют корыстный мотив и личная заинтересованность, то подобный поступок может быть квалифицирован, как дисциплинарная провинность.

Действующее законодательство РФ весьма многогранно, поэтому любая неточность формулировки и не существенное превышение должностных полномочий может перейти к их злоупотреблению.

Для точного определения формы нарушения и возможной меры наказания необходима помощь юриста, специализирующегося на подобных вопросах.

Подобное решение позволит получить минимальное наказание или полностью избежать его.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/xarakteristiki-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.