Институт помилования в уголовном праве

Помилование в уголовном праве

Институт помилования в уголовном праве

Внутренних причин, толкающих человека на совершение преступного деяния, не знает никто.

Каждый отдельно взятый случай строго индивидуален и бывают ситуации, когда какие-то детали уголовного делопроизводства были не приняты во внимание и судебным постановлением был вынесен неоправданно жесткий приговор.

Хороший уголовный адвокат, разобравшись в ситуации, поможет своему клиенту, своевременно подав апелляционную жалобу. В случаях, когда она не решила вопрос, может помочь только единоличное решение Президента о помиловании осужденного по уголовной статье.

Правовая сущность помилования

Под помилованием в юридической практике понимается акт, постановлением которого отменяется или смягчается наказание, установленное законным судебным приговором в отношении конкретного преступника.

В соответствии со смыслом ст.89 (п.В) Конституции России, право помиловать делегировано исключительно Президенту страны.

Акт о помиловании может быть вынесен только в отношении отдельно взятого осужденного, так как он является документом исключительного право применения и касается лишь гражданина, указанного в нем. Инициировать эту процедуру возможно лишь после вступления в силу судебного приговора.

Помилование в уголовном делопроизводстве

Практика помилования осужденного преступника существует с давних времен. Первое лицо государства во все времена имело право самоличного и коллегиального принятия решения, что тот или иной гражданин в силу его личных заслуг и государственной значимости может быть помилован или ему смягчается тяжесть наказания.

Порядок проведения помилования определяется правовыми нормами:

  • ст.85 Уголовно-процессуального кодекса России;
  • ст.50, ст.71 и ст.89 Конституции России;
  • ст.176 Уголовно-исполнительного кодекса России;
  • президентским указом за номером 1500 от 28 декабря 2001г.

В уголовном делопроизводстве помилование – это указ Президента России о частичном смягчении наказания или полном освобождении лица, осужденного по приговору суда.

Кроме того, указом можно только снять судимость, но нельзя отменить уже воплощенные по факту виды наказаний (взысканный штраф и т.п.).

Ввиду своей занятости Президент государства не может подробно вникать в детали каждого прошения о помиловании и изучать обстоятельства каждого преступного деяния, совершенного лицом, от имени которого подается прошение. По этой причине прежде чем оно попадет на подпись Президенту, прошение изучается:

  • в уголовной исполнительной инспекции, опекающей место заключения, лица, подавшего прошение;
  • руководством уголовно-исполнительного учреждения;
  • комиссией граждан административной единицы или образования;
  • местными органами власти, руководитель которой подает прошение о помиловании.

Адвокат в Санкт-Петербурге, обладая необходимым опытом и юридическим знаниями, сможет не только правильно составить прошение о помиловании, но и проследить все этапы его прохождения по соответствующим инстанциям.

Кто может подать прошение о помиловании

Право на подачу прошения имеет каждый осужденный, являющегося гражданином России вне зависимости от тяжести наказания. Решения о помиловании может приниматься только по каждому отдельно взятому лицу, подавшему прошение. Оно принимается лишь после рассмотрения всех обстоятельств и доказательной базы совершенного преступного деяния.

Прошение отклоняется если:

  • осужденный совершил преступное деяние во время прохождения испытательного срока по условному освобождению;
  • гражданин находится на свободе по условно-досрочному освобождению;
  • осужденный является неоднократным нарушителем порядка содержания;
  • гражданин освободился по амнистии;
  • гражданин уже был ранее помилован;
  • в отношении осужденного уже применялось смягчение тяжести наказания.

Различие и сходство между помилованием и амнистией

Для непосвященного в юридические тонкости человека разница между помилованием и амнистией незначительна или полностью отсутствует. В целом это понятно, так как обе предусматривают освобождение от отбывания наказания и представляют собой одно из средств внесудебного смягчения или отмены назначенного судом наказания.

Однако между этими двумя правовыми понятиями существуют отличия.

  • Действие амнистии распространяется одновременно на несколько осужденных, в то время как помилование касается только одного.
  • Помиловать можно лишь подавшего прошение осужденного, в то время как амнистия применяется к группе осужденных, независимо от желания каждого из них. Тем не менее каждый попавший по действие амнистии обязан подписать свое согласие с ней.
  • Помилование применятся только после изучения характеристики осужденного и обстоятельств дела. Под действие амнистии попадает круг осужденных, объединяемых категорией преступного деяния, видом или тяжестью наказания.
  • Помиловать может только первое лицо государства, в то время как амнистия назначается судебным учреждением.

Помилование является правовым актом, корректирующим практику исполнения наказаний за уголовное преступление в случаях, когда назначено неоправданно тяжелое наказание или, когда оно касается граждан, имеющих право на снисхождение. Это предопределяет избирательность процедуры помилования, амнистия же предполагает распространение решения на большое количество осужденных.

Кроме того, следует знать, что осужденный по рядовому преступному деянию скорее всего процедурой помилования воспользоваться не сможет, поскольку для этого должны быть очень веские и значимые причины.

Кто имеет в 2019 году право на подачу прошения о помиловании

Подать прошение Президенту имеет право любой осужденный–гражданин РФ, независимо от тяжести определенного судебным постановлением наказания. Также такое прошение могут подать родные, коллеги и друзья осужденного.

Однако такую инициативу в первую очередь должен проявить сам осужденный, подав на имя Президента соответствующее прошение, которое должен составить адвокат по уголовным делам, имеющий необходимую квалификацию и опыт. Если осужденный этого не делает, ходатайства близких, родственников, коллег и друзей рассматриваться не будут. Их прошения могут только прилагаться к ходатайству осужденного о помиловании.

Если по каким-либо причинам поданное осужденным прошение будет отклонено Президентом России, то повторное его рассмотрение возможно только через календарный год, кроме ситуаций, когда возникают весомые обстоятельства.

Сама по себе процедура помилования через прошение от осужденного достаточно длительная и сложная, но это реальная возможность получить смягчение или освобождение от наказания и пренебрегать ею не следует.

Источник: https://sstumanov.ru/pomilovanie-v-ugolovnom-prave/

Институт помилования в России: вопросы правоприменения

Институт помилования в уголовном праве

Далаева, Я. С. Институт помилования в России: вопросы правоприменения / Я. С. Далаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 338-339. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42058/ (дата обращения: 21.11.2020).



В статье рассмотрены актуальные вопросы применения института помилования в Российской Федерации на современном этапе. Особое внимание уделяется вопросам института помилования в правоприменительной практике. Автором предложены практические рекомендации для совершенствования института помилования.

Ключевые слова: освобождение от наказания, помилование, гуманизм, комиссия по вопросам помилования

The article deals with topical issues of applying the pardon institute in the Russian Federation at the present stage. Particular attention is paid to the institution of pardons in law enforcement practice. The author offers practical recommendations for improving the institution of pardon.

Key words: release from punishment, pardon, humanism, pardon commission

В теории уголовного и уголовно-исполнительного права институт помилования признается одним из существенных инструментов уголовной политики. Помилование представляет собой важную политическую проблему. При всем развитии, которое прошло человечество в целом, и Россия, в частности, идеологическая составляющая помилования осталась и по сей день.

Как верно отмечает Ю. В. Саженков, институт помилования может способствовать повышению авторитета главы государства, демонстрируя его принципиальность и государственный прагматизм, с одной стороны, человеколюбию и милосердие с другой [1].

С другой точки зрения, институт помилования может и дискредитировать главу государства, а за одно и власть, которую он представляет.

Институт помилования в Российской Федерации отличается децентрализованностью, несмотря на обратные тенденции развития права и государственности в современной России.

После упразднения Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации в 2001 году, и передачи ее полномочий исполнительной власти субъектов РФ сократилось как число поданных ходатайств о помиловании, так и общее чисто актов помилования [2].

Согласно статистическим данным, если в Российской федерации в 1992 году из исправительных колоний в результатах актов помилования было освобождено 2726 человек, то в 1999 таких лиц было уже 7418 [3]. В 2016 году помилованию подлежали 6 человек. Такая неутешительная статистика говорит о масштабной деградации института помилования.

Конечно эти цифры можно оправдать, приведя в качестве аргументов чрезмерную суровость УК РСФСР 1996 года, карательное правосознание судей того времени и другие причины, и как следствие активное применение актов милосердия к осужденным.

Важно отметить, что акт помилования является исключительным полномочием Президента Российской Федерации, а не обязанностью.

И в этом качестве оно позволяет Главе государства в конкретных случаях исправлять несовершенства существующего уголовного закона, который может быть, например, излишне репрессивным или содержащим правовую неопределенность, порождающую несправедливые правоприменительные решения. Во-вторых, используя механизм помилования, Глава государства может содействовать устранению в конкретном случае последствий судебной ошибки.

В своем поручении по итогам заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека Президент РФ указал на необходимость совершенствования института помилования.

Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал предложения, которые в целом сходятся с доктринальной юридической мыслью [4]. В предложениях указывается на необходимость восстановления Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ.

Помимо этого на наш взгляд кажется, что важно на федеральном уровне закрепить процедуру помилования, которая на настоящий момент не закреплена на федеральном уровне. Так, ч. 3 ст. 59, ст. 85 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривают такое понятие, как помилование.

Вместе с тем в Уголовно-процессуальном Кодексе оно никак не отражено. С одной стороны, общественные отношения, возникающие после вступления приговора в законную силу, не регулируются нормами уголовно-процессуального права. С другой — разд.

XIV УПК «Исполнение приговора» все-таки предусматривает вопросы, возникающие в ходе фактического исполнения приговора, а также порядок их разрешения, поэтому хотя бы упомянуть о помиловании стоило. Тем более что определяющий порядок помилования Указ Президента РФ, как раз и содержит вопросы процедуры, что, безусловно, относится к компетенции УПК.

Актуальной проблемой для юридической науки является исследование законодательных основ применения помилования в аспекте определения оптимального соотношения норм федерального законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов. В этом контексте необходима научная экспертиза целесообразности законодательных реформ и пределов ограничения компетенции Президента РФ в применении помилования.

В этом же ключе важной задачей юридической науки является ответ на вопрос о необходимости регламентации оснований и порядка применения помилования в отдельном комплексной Федеральном законе «О помиловании».

Существует еще одна организационная проблема, связанная с необходимостью введения условного помилования и соответственно, с определением организационного механизма контроля за поведением лиц, помилованных под условием не совершения нового преступления.

Законодательством Российской Федерации не установлен срок, в течение которого главой государства должно быть принято решение о применении акта помилования либо отклонении ходатайства о помиловании.

Это объясняется тем, что помилование является исключительным правом Президента, и поэтому только он может решать, в какие сроки решать вопрос по существу. Специалисты в области прав человека считают это пробелом в российском праве.

Поэтому конституционное право осужденных на обращение за помилованием предполагает наличие у них возможности знать результаты рассмотрения «в разумные сроки».

Помилование, осуществленное Президентом РФ, предполагает освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращения наказания, его замену либо снятие судимости.

Литература:

  1. Саженков Ю. В. Селивестров В. И. Правовые проблемы помилования в России. М.: Юриспруденция, 2008. С. 2.
  2. Гришко А. Я. Потапов А. М. Амнистия. Помилование. Судимость. М.: Логос, 2010. С. 6.
  3. Левашова О. В. Амнистия и помилование как поощрительные нормы уголовного права России автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / Левашова О. В. — Елец, 2007. — 5.
  4. Предложения Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по совершенствованию института помилования — 2015. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://president-sovet.ru/documents/read/355/ (дата обращения: март 2017)

Основные термины(генерируются автоматически): Российская Федерация, институт помилования, помилование, Глава государства, Президент РФ, акт помилования, гражданское общество, федеральный уровень, юридическая наука.

Источник: https://moluch.ru/archive/150/42058/

Характеристика института помилования в уголовном праве России

Институт помилования в уголовном праве

Акт помилования – наивысшая форма (из всех видов досрочного освобождения от наказания) проявления гуманизма к лицу, совершившему преступление и осужденному за него. Гуманизм стремится выявить в человеке все лучшее, что заложено в него природой, и сделать это достоянием всех.

Вывод о необходимости рассмотрения помилования именно через призму естественных прав человека подтверждается также отсутствием в законах – Уголовном кодексе и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) – каких-либо формальных ограничений для его применения. При помиловании учету подлежит не только тяжесть совершенного преступления, но и личность осужденного, которая оценивается значительно шире: не только до совершения преступления и до осуждения, но и в период отбывания наказания.

Этимологическое содержание термина помилование означает прощение, заключающееся в отмене наказания за какую-либо вину, за какой-либо проступок; прощение, пощаду, благодеяние, щедроту, благоволение.

Помиловать – отменить или смягчить наказание, к которому приговорили обвиняемого; простить кому-либо вину, проявить снисхождение к кому-либо. Под помилованием подразумевается погашение всего или части наказания волей государственной власти, объявленной по отношению к данному конкретному случаю.

Уголовный закон есть выражение воли общественной власти, приговор судебный – ее осуществление в конкретном случае.24

Н.И. Ветров считает помилование актом милосердия верховной власти, одним из видов освобождения лица от отбывания наказания, сокращающим его или заменяющим более мягким, либо снимающим судимость.25

Примечательна точка зрения по данному вопросу А.С. Михлина, который  пишет: «Помилование – это не только акт милости, это еще и акт доверия.

Если мы доверяем осужденному, если мы его освобождаем от наказания, смягчаем его положение, то он должен искупить свою вину честным трудом и уж, по крайней мере, не совершать новых преступлений.

А если он совершает новое преступление, значит, мы должны признать, что помилование было ошибочным, и он оказанного доверия не оправдал».26

Итак, Конституция РФ провозглашает, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.

27  Помилование  представляет  собой  решение  Президента  РФ,  улучшающее  правовое положение  индивидуально  определенного  лица,  осужденного  за  совершение преступления,  отбывающего  наказание  или  отбывшего  его и имеющего  судимость.

Улучшение  положения  осужденного  или  отбывшего  наказание  может  выражаться  в освобождении  осужденного  от  дальнейшего  отбывания  наказания  либо  сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания.

С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Правовым основанием для принятия Президентом РФ решения о помиловании является п. «в» ст. 89 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ.

Как и амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по отношению к осужденным и также направлено на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке. 28

Но есть и ряд принципиально важных различий: акт помилования, в отличие от амнистии,  не  носит  нормативного  характера;  помилование  осуществляется  в отношении конкретного  лица,  а  амнистия  касается  неограниченного  числа  лиц;  на  основании Указа Президента  РФ  о  помиловании  лицо  освобождается  от  наказания.  В то  же  время Постановление Государственной думы об объявлении амнистии реализуется посредством издания  акта  соответствующего  органа,  указанного  в  постановлении;  ходатайство  о помиловании  исходит  от  осужденного  или  других  заинтересованных  лиц.  Что  касается акта  об  амнистии,  то  его  издание  инициируется  не  осужденными  и  их  родственниками, а органами  государственной  власти  и  управления;  акт  помилования  носит  единичный, разовый  характер  и  исполняется  незамедлительно. Процедура  реализации  акта  амнистии намного сложнее и требует достаточно продолжительного периода. 29

Согласно Конституции РФ помилование осуществляет Президент РФ. Однако при определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта Федерации.

Так, в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» «правом помилования осужденных судами Республики Башкортостан» обладает Президент этой республики.30

Указом Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» установлен новый порядок решения вопросов о помиловании осужденных.

Действовавшая ранее Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена.

Для обеспечения надлежащей деятельности по разрешению вопросов о помиловании, предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании комиссии по вопросам помилования образованы на территориях субъектов Федерации.

Этим же Указом утверждено положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания Указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

     В Российской Федерации помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ;

в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.31

Хотя уголовный закон не делает каких-либо ограничений относительно категорий преступлений или категорий осужденных, которые подлежат или не подлежат помилованию, Президент РФ своим указом такие ограничения вводит. Согласно Положению помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно – досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.32

В соответствии со ст. 85 УК РФ акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие правовые последствия:

  1. лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
  2. назначенное лицу наказание может быть заменено более мягким видом наказания;
  3. с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.33

  Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно ч. 3. ст. 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным заключением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.34 Однако следует помнить, что в настоящее время действует мораторий на исполнение смертной казни.

§2. Процедура помилования.

Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание). Раньше таким правом были наделены родственники осужденного, представители общественности, администрация исправительных учреждений.

Помилование является исключительной прерогативой Президента РФ (п. “в” ст. 89 Конституции РФ),35 оно осуществляется путем издания индивидуального правового акта – указа Президента РФ о помиловании. Итак, процедура помилования осуществляется следующим образом.

Осужденный  обращается  с  ходатайством  о  помиловании  к Президенту  РФ  в письменной  форме  и  направляет  это  ходатайство  в администрацию  учреждения  или органы,  исполняющие  наказание,  которая  в  свою  очередь  не  позднее  чем  через 20 дней после  подачи  ходатайства  о  помиловании  направляет  его  с  необходимыми  документами (п.

5  Положения  о  порядке  рассмотрения  ходатайств  о  помиловании  в  Российской Федерации)  в  территориальный  орган  Министерства  юстиции  в  субъекте  РФ.

Территориальный орган Министерства юстиции РФ не позднее чем через 7 дней после получения ходатайства о помиловании представляет  его в комиссию  по  вопросам помилования,  которая не  позднее чем через 30 дней  после получения ходатайства о помиловании представляет губернатору заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного. Губернатор не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании вносит  Президенту  РФ  представление о целесообразности  применения  акта  помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.36 

Чтобы  избежать  случаев  всякого  рода  волокиты  и  злоупотреблений  на региональном уровне, Министерство юстиции РФ ежемесячно представляет Президенту РФ обобщенные сведения  о ходатайствах  о помиловании,  поступивших  в  территориальные  органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

Список  лиц,  рекомендованных  высшим  должностным  лицом  субъекта  РФ  к помилованию,  подлежит  опубликованию  в  местных  средствах  массовой  информации.

  В этом  списке  также  указывается  статья  уголовного  закона,  по  которому  осуждены обратившиеся  с ходатайством  о помиловании.

  Высшее  должностное  лицо  субъекта  РФ вправе  также  обнародовать  мотивы,  которыми  он  руководствовался  при  принятии соответствующего решения. 37

Указ  Президента  РФ  о  помиловании  в  течение  двух  дней  после  его  издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно  высшим  должностным  лицом  субъекта  РФ  либо  по  его поручению председателем  комиссии.

  В  случае  отклонения  Президентом  РФ  ходатайства  о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через  год,  за  исключением  случаев  возникновения  новых  обстоятельств,  имеющих существенное значение для применения акта помилования.38

Заключение

Итак, в заключении хотелось бы сказать, что институт амнистии и помилования в уголовном праве России играют одну из ключевых ролей по прекращению лицом претерпевания негативных последствий.

 Амнистия и помилование занимают особое место в числе поощрительных норм.

Они применяются по решению Президента РФ и Государственной Думой Федерального собрания РФ и по своей юридической природе представляют собой комплексные правовое институты, регулируемые нормами рядя отраслей российского права.

Указанная регламентация осуществляется Конституцией Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», утвердившим Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации и Постановлениями Государственной Думы РФ.

Сложность юридической природы данных институтов, сочетающих в себе конституционно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и административно-правовые субинституты, всегда вызывала интерес юридической науки к теоретическим и прикладным проблемам амнистии и помилования.

Очень важным в вопросе об амнистии и помилования является сохранение некого баланса при принятии решений относительно актов амнистии и помилования.

Если данные акты принимаются часто, то можно пронаблюдать картину снижения значения уголовного наказания. Если, наоборот, очень редко, то ни о каких принципах гуманизма и справедливости не может быть и речи.

Представляется, что такие меры должны обязательно периодически осуществляться, но периодически, взвешено и продумано. 

Литература

Нормативно – правовые акты

        1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // РГ. – 1993. – №237. – 25 дек.

        Источник: https://www.stud24.ru/criminal-law/harakteristika-instituta-pomilovaniya-v-ugolovnom/493083-1906841-page4.html

        Помилование и условия его применения

        Институт помилования в уголовном праве

        Помилование – это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

        Помилование имеет много общих черт с амнистией (см. к ст. 84 УК РФ). Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

        В соответствии с п. “в” ст. 89 Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласно п. “е” ст. 103 Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

        Статья 85 УК РФ, воспроизводя положение Конституции РФ об осуществлении помилования Президентом Российской Федерации, конкретизирует его указанием на то, что помилование применяется в отношении индивидуально определенного лица. В отличие от помилования амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (ч. 1 ст. 84 УК РФ).

        Как и амнистия, помилование представляет собой комплексный, межотраслевой институт, который включает нормы не только уголовного права, но и конституционного, уголовно-исполнительного и административного права.

        В соответствии с п. 3 ст. 50 Конституции РФ инициатива о помиловании может исходить только от осужденного за преступление (акты об амнистии принимаются по инициативе органов государственной власти).

        Подробная регламентация порядка рассмотрения ходатайств о помиловании дается в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации”, утвердившем Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

        В соответствии с названным Указом Президента РФ в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по вопросам помилования, которые наделены полномочиями по отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применить или не применить помилование к конкретному лицу.

        Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или ином смягчении положения) этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании.

        В отличие от акта помилования постановление высшего органа государственной власти об амнистии определяет категории лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают органы, которым поручено исполнение акта об амнистии.

        В отличие от амнистии помилование может осуществляться только в отношении лиц, осужденных за совершение ими преступлений. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть также освобождены от уголовной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ акт о помиловании может содержать следующие решения:

        об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания;

        о сокращении назначенного наказания;

        о замене назначенного наказания более мягким видом наказания;

        о снятии судимости.

        В правоприменительной практике встречаются случаи замены актом помилования назначенного наказания условным осуждением. Представляется, что это выходит за рамки ч. 2 ст. 85 УК РФ. Поскольку подобные решения подсказаны потребностями жизни, целесообразно внести соответствующие изменения в данную статью.

        Акты о помиловании носят исключительный характер, поэтому их принятие не связано никакими условиями. Закон не устанавливает основания для применения помилования, равно как и не предусматривает ограничений ни по кругу лиц, ни по характеру и степени общественной опасности совершенных ими преступлений.

        Помилование может быть применено к любому осужденному независимо от отбытого им срока наказания.

        Однако практика применения этого института свидетельствует о том, что решение о помиловании принимается с учетом поведения осужденного во время отбывания наказания, а также характера и тяжести совершенного преступления и личности осужденного.

        Вопреки действующему законодательству предпринимались попытки нормативно ограничить применение помилования. Так, указанием Министерства юстиции РФ от 20 октября 2000 г.

        № 8909-ЮК “О подготовке материалов на помилование” предлагалось “исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления – менее двух третей срока наказания, назначенного судом”. 14 марта 2002 г. это указание было отменено как противоречащее ст. 85 УК РФ.

        В названном выше Положении о порядке ходатайств о помиловании в Российской Федерации содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом делается оговорка, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих категорий осужденных:

        совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

        злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

        ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или актом помилования;

        которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

        Наряду с этим в Положении приводится перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание комиссиями по рассмотрению ходатайств о помиловании:

        характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

        поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

        срок отбытого (исполненного) наказания;

        совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

        применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

        возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

        данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

        другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

        Приведенный перечень обстоятельств носит рекомендательный характер, они не могут ограничить право высшего должностного лица на применение акта о помиловании к конкретному лицу, а являются своего рода ориентиром в подготовке материалов о помиловании членами комиссии по вопросам помилования.

        К ходатайству о помиловании администрация прилагает: анкету установленной формы; копии всех имеющихся в деле приговоров, определений и постановлений судебных органов; подробную характеристику поведения осужденного и его отношения к труду. В характеристике отражается также мнение администрации, а если это необходимо, и мнение наблюдательной комиссии по существу ходатайства.

        Особого внимания заслуживает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно п. 2 ст.

        20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

        Как предусмотрено ч. 3 ст. 59 УК РФ, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

        Необходим взвешенный, сугубо индивидуальный подход в каждом случае применения актов помилования, особенно к осужденным к исключительной мере наказания. Чрезмерно широкое применение актов помилования способно негативно сказаться на стабильности судебных приговоров.

        Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено применение смертной казни до того времени, когда на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за которое по закону может быть назначено это наказание, будут гарантированы возможности реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

        Анализ сложившейся практики применения помилования позволил ряду правоведов внести заслуживающие, на наш взгляд, внимания законодателя предложения по совершенствованию этого института.

        К ним прежде всего относятся предложения о расширении круга лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании, включив в него кроме осужденного его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного.

        Источник: https://studopedia.ru/5_1474_pomilovanie-i-usloviya-ego-primeneniya.html

        Российское уголовное право

        Институт помилования в уголовном праве

        Институт помилования имеет многовековую историю. Право государя, монарха, короля миловать всегда было атрибутом верховной власти. Помилование и на сегодняшний день существует практически в каждом государстве. Правом помилования в настоящее время обычно наделяется президент или иное высшее должностное лицо государства, иногда парламент, специальные комиссии.

        Применение помилования соответствует Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1984 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 г. В пункте 4 ст. 6 Пакта говорится, что «каждый имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях».

        Правовое регулирование института помилования в нашей стране осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Уголовного Кодекса РФ, Указов Президента РФ. Согласно ч. 3 ст.

        50 Конституции каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. В п. «в» ст.

        89 Конституции закреплено, что право помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации, осуществляет Президент Российской Федерации.

        В п. 2 ст. 85 УК РФ указано, что актом помилования лицо, осужденное за преступлении, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

        По своей сущности помилование, Так же как и амнистия, заключается в полном или частичном прощении лица, осужденного за совершение преступления. При этом, так же как и при амнистии, акт помилования не изменяет нормы уголовного закона, не отменяет и не изменяет приговор суда, не исправляет судебные ошибки.

        При помиловании реализуются принципы справедливости и гуманизма в тех ситуациях, когда применение уголовного и уголовно-процессуального законодательства не позволило учесть всех особенностей и сложностей конкретных жизненных обстоятельств.

        Помилование применяется в тех случаях, когда назначенное наказание не в полной мере учитывает эти особенности, либо когда наказание справедливо, но в силу этих же особенностей осужденный заслуживает прощения.

        Наряду с общей сущностью, которая была отмечена выше, помилование имеет ряд существенных отличий от амнистии.

        Первое из них состоит в том, что акт помилования осуществляется в форме Указа Президента РФ, имеет ненормативный характер и по своей правовой природе относится к актам применения права.

        Второе существенное отличие помилования от амнистии состоит в том, что помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица.

        Третье отличие помилования от амнистии заключается в том, что помилование осуществляется только в отношении лица, осужденного за преступление. Актом амнистии лица могут быть освобождены и от уголовной ответственности.

        Четвертое отличие состоит в том, что актом помилования лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо смягчается наказание, которое лицо уже отбывает.

        В этом положении закреплено правило, согласно которому лицо может быть прощено, когда оно уже отбыло часть наказания, частично искупило вину и доказало это искупление своим поведением.

        Комиссии по помилованию в субъектах РФ обязательно учитывают при рассмотрении ходатайства о помиловании срок отбытого осужденным наказания.

        При этом было подвергнуто справедливой критике Указание Министерства юстиции РФ № 8909 от 20 октября 2000 г.

        «О подготовке материалов на помилование», согласно которому предлагалось «исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления — менее двух третей срока наказания, назначенного судом». 14 марта 2002 г. это Указание было отменено как противоречащее закону, т.е. ст. 85 УК РФ.

        Пятое отличие помилования от амнистии состоит в категории преступлений, при совершении которых возможно применение этих институтов. Применение амнистии исключается при осуждении лица за тяжкие и особо тяжкие преступления. При помиловании, наоборот, более чем в 70% случаев смягчается участь лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления.

        Еще одно отличие помилования от амнистии состоит в том, что если амнистия применяется независимо от инициативы амнистируемого, то помилование осуществляется на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Ходатайство пишется лично осужденным на имя Президента Российской Федерации.

        Следует отметить еще одно отличие помилования от амнистии. Оно касается учета поведения лица в период, предшествующий этим актам государственного прощения. Как правило, при издании актов амнистии указывается, что она не распространяется на злостных нарушителей установленного прядка отбывания наказания. Данные, подтверждающие эту характеристику, рассматриваются при применении амнистии.

        Характеристика осужденного, ходатайствующего о помиловании, изучается до принятия решения о помиловании. При этом УИК РФ рассматривает ходатайство о помиловании как меру поощрения, применяемую в отношении положительно характеризующихся осужденных (ст.

        113 УИК РФ).

        К ходатайству о помиловании администрация учреждения наряду с другими документами, представляет характеристику осужденного, содержащую сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

        Основное содержание помилования заключается в смягчении участи осужденного. Это смягчение, согласно ст. 85 УК РФ, может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное наказание может быть заменено более мягким видом наказания.

        С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

        В настоящее время помилование выражается в основном в двух видах смягчения участи осужденного: в отношении примерно 60% помилованных сокращаются сроки лишения свободы (как правило, от 1 года до 3 лет) и примерно 30% помилованных освобождаются от наказания.

        При помиловании практически не применяется замена назначенного наказания более мягким. Это связано с отсутствием порядка такой замены и, возможно, эффективных мер замены.

        Более 70% помилованных отбывали наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и грабежи.

        Основными обстоятельствами, которые учитывались при удовлетворении ходатайств о помиловании, были следующие: совершение преступления под давлением многочисленных обстоятельств (психические особенности и состояние здоровья); наличие несовершеннолетних детей; участие в боевых действиях по защите Отечества.

        Среди помилованных в период 2002-2003 гг. около 28% составляли женщины. Так, с июля 2002 г. по январь 2003 г. Президентом РФ помилованы 54 женщины-матери, при этом 30 — освобождены от дальнейшего отбывания наказания, а 24 женщинам срок наказания сокращен. Ходатайства 154 женщин-матерей были отклонены.

        Эффективность помилования во многом определяется рецидивом преступлений, совершенных лицом после помилования. По различным данным рецидив среди помилованных составляет от 4 до 9%. Это почти в три раза ниже обычного криминального рецидива.

        Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании устанавливается указами Президента РФ. Указом Президента от 12 января 1992 г. № 17 была образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. На Комиссию возлагалась обязанность предварительного рассмотрения ходатайств о помиловании, поступающих от осужденных. Комиссия работала до 28 декабря 2001 г.

        В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования и обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Президент РФ издал Указ № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях Российской Федерации».

        В соответствии с этим Указом на территориях субъектов РФ образовывались комиссии по вопросам помилования. Членами этих комиссий могут быть граждане РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением граждан и имеющие безупречную репутацию.

        Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Согласно Указу, в состав комиссии должно входить не менее 11 человек. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

        Состав комиссии и ее председатель утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

        На комиссию по вопросам помилования в субъектах РФ возложены пять основных полномочий:

        • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях ГУИН, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
        • подготовка заключений по материалам о помиловании для представления высшему должностному лицу субъекта РФ;
        • осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением законодательства по вопросам помилования;
        • осуществление общественного контроля за условиями содержания осужденных;
        • подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов ГУИН по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

        Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Как явствует из названия, основная цель этого Положения состоит в определении порядка рассмотрения ходатайств о помиловании.

        Во-первых, в Положении определяется круг лиц, в отношении которых применяется помилование:

        • лица, осужденные судами Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом и отбывающим наказание на территории РФ;
        • лица, осужденные судами иностранного государства и отбывающие наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
        • лица, отбывшие назначенное судом наказание и имеющие неснятую судимость.

        Во-вторых, в Положении содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом содержится оговорка о том, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих осужденных:

        • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
        • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
        • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
        • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
        • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
        • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

        В-третьих, в Положении указан перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание членами комиссии при рассмотрении ходатайств о помиловании.

        К таким обстоятельствам относятся:

        • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
        • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
        • срок отбытого (исполненного) наказания;
        • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
        • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
        • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
        • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
        • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

        Анализ Указа Президента РФ № 1500 и утвержденного этим Указом Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации показывает, что Положение несколько выходит за рамки определения порядка рассмотрения ходатайств о помиловании.

        Фактически комиссиям по помилованию, созданным во всех субъектах РФ, передана часть конституционных полномочий Президента РФ по предварительному отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применять либо не применять помилование к конкретным лицам.

        При этом, естественно, за Президентом РФ по Конституции РФ остается исключительное право принятия окончательного решения по ходатайству осужденного о помиловании.

        Следует отметить, что в Российской Федерации, как и в целом в мировой практике, помилование, прежде всего, применялось к лицам, приговоренным к смертной казни. В ч. 3 ст.

        59 УК РФ записано, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Это помилование также осуществляется Президентом РФ. Решением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.

        приостановлено назначение судами смертной казни до введения на всей территории РФ судов с участием присяжных заседателей.

        Таким образом, фактически с 1999 г. помилование распространялось только на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы на определенный срок. При этом по данным Министерства юстиции РФ в 2000 г.

        было помиловано 12 843 чел. В 2001 г.

        осуществлялось помилование в виде освобождения от наказания в виде лишения свободы в отношении более 7000 человек, и еще приблизительно 5000 осужденных сократили срок наказания.

        Это составляет около 0,9% от всех лиц, осужденных к реальному лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. С 2002 г., после образования комиссий по помилованию в субъектах РФ, процент помилованных снизился до 0,4-0,6 от числа отбывающих наказание в виде лишения свободы.

        Источник: https://isfic.info/koms/criml127.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.