Имеет ли право психолог разглашать информацию

О конфиденциальности в работе психолога

Имеет ли право психолог разглашать информацию

Конфиденциальность – это важный принцип психологической работы, неотъемлемая часть и правило любой консультации.

Понятие конфиденциальность относится не к одной только сфере психологии и означает доверие, секретность, соблюдение тайны.

Даль в своем толковом словаре говорит о конфиденциальности, перекликающейся с такими понятиями как откровенность, задушевность, особая доверенность, неразглашение.

В работе психолога-консультанта, психоаналитика, психотерапевта или научного сотрудника, проводящего психологическое исследование — всегда принцип секретности должен быть соблюден.

Перед началом работы необходимо лично обсудить с клиентом тему сохранения конфиденциальности, получить разрешение клиента на использование средств записи, согласовать особенности обработки, хранения и сроки уничтожения полученной личной информации.

Сегодня, с повсеместным развитием технологий в информационной сфере, тема конфиденциальности в психологической работе становится все более актуальной, оттого что теперь она касается не лишь прямо передаваемой от одного человека к другому информации, но и передачи и хранения посредством средств связи и разнообразных носителей. Перед началом консультации психолог обязательно должен уведомить клиента о всех средствах фиксации материала, которые возможно будут использоваться: аудиозапись, видеозапись, наблюдение через стекло одностороннего просмотра третьим лицом.

Тема конфиденциальности в психологии является не только очень важной, но и сложной, связанной с рядом этических дилемм.

Сюда относится необходимость, несмотря на принцип конфиденциальности, подчиняться действующему законодательству, согласно которому некоторые данные обязательно должны быть донесены в соответствующие инстанции.

Также многие, особенно молодые, низкоквалифицированные и с наличием собственных неразрешенных комплексов психологи затрудняются вынести на открытое согласование с клиентом на первой консультации вопрос о способах фиксации материала и получить его согласие.

Не всегда согласовывается и дальнейшее использование материалов консультаций и исследований в публикациях и научных работах. Обычно психолог ограничивается только упущением конкретных личных данных и заменой или сокрытием имени своего клиента, предоставившего данные и психологический материал.

Что такое конфиденциальность?

Понятие конфиденциальность означает обеспечение тайны в интересах того, кто раскрывает информацию. Слово конфиденциальность произошло от английского confidence, означающего доверие.

Благодаря принципу конфиденциальности клиент может не беспокоиться и доверять своему психологу, так как каждый профессионал работает, соблюдая этот принцип, не раскрывая никакой полученной личной информации о клиенте.

Любую полученную информацию психолог может использовать только в научных целях, без упоминания личности клиента и в случае, если это не повредит ему.

Это относится и к любой информации, которая может помочь идентифицировать личность клиента.

В психологических экспериментах испытуемый должен заранее быть уведомлен, какая именно информация будет использоваться, и быть согласным с ее обработкой.

Результаты исследований обнародуются без раскрытия личностей испытуемых – вместо имен используются коды. Но чаще даже результаты носят общий характер и не упоминают испытуемых вовсе.

И здесь возникает важный вопрос надежного хранения полученных данных, поскольку даже без прямого разглашения информации психологом может произойти неконтролируемая утечка или воровство информации с носителей, также это актуально, если она передается через сеть интернет.

Наглядный пример такой утечки и ее катастрофических результатов можно увидеть в сериале «Миллиарды», где психолог записывает диалог с пациентом на консультации в текстовый документ, который потом читает ее муж, зная пароль от компьютера.

К сожалению, сегодня не все психологи могут обеспечить полную безопасность информации, сохранность от утечки и воровства, ведь это требует не только внимания, но и специальных знаний об информационной безопасности или услуг специалистов, на что мало кто обращает внимание и может проверить. Исполнение принципа конфиденциальности психологом на практике часто ограничивается только неразглашением информации напрямую.

Принцип конфиденциальности

В психологической работе принцип конфиденциальности есть один из трех принципов, введенных для защиты обрабатываемой информации: анонимность, конфиденциальность информации, тайна. Анонимность и тайна тесно пересекаются с конфиденциальностью.

Принцип анонимности означает отсутствие необходимости передавать о себе личные данные и в каких-то случаях, как например консультация в интернете, может быть реализован полностью. В случае полной анонимности принцип конфиденциальности реализуется практически автоматически, так как личных данных клиента нет даже у психолога.

В иных случаях, следуя этому принципу, психолог не старается получить о клиенте больше того объема информации, что требуется для консультации – не имеет веса ничего другое, не касающееся личности клиента.

Понятие тайны сложнее определяется и пересекается с явлением таинства, сходным со священным сокрытием как на исповеди, крайней деликатностью в обработке предоставленной на консультации информации.

Принцип конфиденциальности является обязательной этической нормой деятельности психолога и означает невозможность разглашения полученной в итоге доверительного общения между психологом и пациентом информации.

Конфиденциальность информации должна сохраняться не только лишь сознательно, но и обязательно должны быть реализованы меры предотвращения разглашения случайным образом.

Если психолог планирует использовать полученную информацию в научных исследованиях или публикуемых трудах, ему необходимо получить разрешение клиента, а представленная информация никак не должна повредить клиенту прямо либо косвенно.

Также при раскрытии данных психологу нужно не скомпрометировать себя, заказчика в случае психологического исследования, психологическую науку.

Для обеспечения принципа конфиденциальности с помощью юридических инструментов может быть подписано соглашение о конфиденциальности – стандартное одностороннее соглашение о неразглашении информации, по английски обозначаемое аббревиатурой NDA.

Соглашение о конфиденциальности подразумевает административную ответственность психолога как участника договора, если все-таки он нарушит принцип конфиденциальности.

По факту в психологической практике оно используется редко, клиент удовлетворяется тем, что психолог руководствуется лишь только этическим правилом.

Однако в редких случаях психолог обязан нарушить принцип конфиденциальности, что касается ситуаций, где психолог получил данные о возможном крупном вреде, наносимом другим людям.

Например, это подготовка террористического акта, совершенное насилие и другие преступные действия, необходимость психиатрического лечения.

Нарушение этого правила необходимо только в случаях, когда к этому обязывает законодательство, иными словами тогда, когда соблюсти его значит нарушить закон.

Реализации принципа конфиденциальности также могут помешать традиции контролировать государством частную жизнь граждан, установившиеся в советское время и отчасти сохраняющиеся на постсоветском пространстве и сейчас.

Правило конфиденциальности

Из принципа конфиденциальности проистекают три правила, конкретные руководства для практики. Это кодирование, контролируемое хранение и корректное использование информации.

Правило кодирования информации, полученной в психологической практике, означает необходимость зашифровывать все данные, полученные от испытуемого.

Вместо фамилии, имени и отчества испытуемому необходимо присвоить код, который уже будет применяться во всей документации, начиная от первичного протокола и заканчивая отчетом об исследовании.

Расшифровка кода и изначальные документы в единственных оригинальных экземплярах с незашифрованными данными испытуемых должны храниться раздельно с остальной документацией.

Второе правило это контролируемое хранение полученной при исследовании информации. Психолог заранее должен согласовать и утвердить цели, сроки, условия, место хранения, а также через какое время данные должны быть уничтожены.

И третье правило – это корректное использование психологической информации, которое подразумевает, что психолог должен позаботиться о том, что ни случайно, ни намеренно испытуемому не будет сообщена та часть результатов исследования, что может повредить ему, нанести психологическую травму. Все сведения используются строго в целях, формах исследования, согласно рекомендациям психолога. Ни обсуждения в открытой форме, ни сообщения или передачи третьим лицам психологической информации не будет об испытуемом.

Эти правила касаются не лишь проведения психологических исследований, а и работы консультанта. В случае записи имя и иная фактическая информация личного характера о клиенте поддается кодированию.

Хранение необходимо совершать в месте, закрытом для доступа третьих лиц, защищенном от утечки.

Использование результатов психологической работы необходимо корректно использовать, с вниманием, что, как и когда стоит сообщать пациенту, соответствуя целям и этапам психологической работы, при обязательной готовности клиента правильно воспринять полученную информацию.

На чем базируется острая необходимость соблюдения правил конфиденциальности? Перечислим семь факторов, ее объясняющих:

– Благодаря соблюдению правила конфиденциальности обеспечивается существование фундаментальной ценности в отношениях консультанта и клиента – неприкосновенность частной жизни. Каждый имеет сокрытую от внешних наблюдателей сторону личности, и к ней относятся его глубинные личные переживания и воспоминания, особенности психики и соматики.

– Несколько пересекается с фактором неприкосновенности частной жизни и следующий фактор автономности, благодаря которому человек имеет возможность эффективно контролировать свою жизнь, регулировать публичность, быть менее зависимым от влияния внешних сил, иметь высокую степень свободы. В случае разглашения человек становится зависимым и уязвимым.

– Также это правило обеспечивает сохранность статуса клиента в социуме. Особенно в случае наличия психических заболеваний, информации о них. Но даже и разглашение некоторых особенностей личности, находящихся в пределах нормы, может сильно навредить клиенту.

– При его соблюдении сохраняется и экономическая безопасность клиента – многие детали психологической жизни могли бы негативно повлиять на нахождение в рабочем коллективе, предпринимательской деятельности, деловое взаимодействие человека.

– Конфиденциальность обеспечивает готовность клиента раскрыться перед психологом, является базой для начала психологической работы, углубления в детали психологической жизни клиента. Этот фактор стоит выделить как особенно важный для успеха консультаций, ведь без гарантии конфиденциальности человек не раскрылся бы вовсе.

– Помимо открытости соблюдение правила конфиденциальности дает еще более важную компоненту психологической работы консультанта со своим клиентом – доверие. Клиент получает уверенность, что психолог работает в его интересах, всегда на его стороне.

– Высокие моральные стандарты работы психолога обеспечивают ему высокую и безупречную репутацию, как при  частной рабочей практике, так и при работе в компании. Компания особенно заинтересована и стремится привлечь тех специалистов, что безукоризненно следуют правилу конфиденциальности, не имели никаких инцидентов огласки.

Источник: https://www.b17.ru/blog/65249/

Гражданские и этические нормы работы психолога, а как на практике?

Имеет ли право психолог разглашать информацию

  • Согласно норм уголовного кодекса психолог, как и любой гражданин, обязан сообщить в правоохранительные органы о готовящемся или совершенном преступлении. Если к психологу, например, обращается несовершеннолетний и сообщает о сексуальных отношениях между ним и взрослым, даже если эти отношения были по согласию попадают под категорию “растление”, психолог должен о них сообщить. Но что и куда, ведь клиенты психолога в большинстве случаев анонимы, психологи не проверяют паспорт, регистрацию и т.д.?
  • Может ли анонимность клиента ударить по самому психологу? Например, Альберт Пендихеров легко может разместить на любом интернет-портале информацию и даже подать в суд на психолога Иванова И.И., якобы нанесшем г-ну Пендихерову непоправимый вред. Как психологу Иванову доказать что г-н Пендихеров у него никогда не был?
  • Как психологу защититься от неадекватных или “нечистоплотных” клиентов?
  • Как клиенту защититься от “нечистоплотного” психолога? Как доказать, что клиенту был нанесен вред?
  • Введение обязательного лицензирования психологической деятельности защитит клиентов да и психологов или же будет еще одной бюрократической процедурой, которая будет только выкачиванием денег?

Найти психолога? Задать вопрос психологу? 21-07-2013Виктория Михайловна Большакова

В нормах уголовного кодекса не сказано что психолог обязан сообщать в правоохранительные органы о готовящемся или совершенном преступлении. Это записано в должностной инструкции работников кризисных центров и консультантов телефонов доверия. Психолог обязан осторожно собрать все данные о готовящемся преступлении, где, когда, сколько намечается жертв и т.д. и передать эту информацию в правоохранительные органы. Психолог не обязан передавать личные данные о клиенте. Психологи, психотерапевты, работающие вне кризисного центра и не являющиеся работниками телефона доверия обязаны в начале работы с клиентом ознакомить клиента с правилами проведения консультации. Клиент должен быть уведомлен о личной ответственности за открытие информации, могущей представлять интерес для правоохранительных органов, и об ответственности сторон во время консультации или терапевтической сессии. Однако, нужно отдавать себе отчет, что клиент может фантазировать, поэтому клиенту может быть рекомендовано обращение в правоохранительные органы или к адвокату, с привлечением родителя или лица, его замещающего. Школьные психологи (и учителя) имеют право инициировать обращение в правоохранительные органы, если будут иметь достаточные основания о телесных истязаниях и сексуальной эксплуатации ребенка. На каждую позицию специалиста, будь он консультант кризисного центра или школьный психолог существует Должностная Инструкция, которую необходимо знать и действовать соответственно.

21-07-2013Александр Нечаев

Это очень непростой и сложный вопрос, впрочем, как и все в этом интервью. Если говорить о психоаналитической практике, то в Америке, например, психотерапевт обязан сообщать о факте преступления или о надвигающемся событии преступного характера в правоохранительные органы или социальные службы.

Если же он этого не делает, то по Закону является соучастником преступления. При этом важно различать фантазии о преступлении (в том числе бессознательные), от реального намерения. В России и Украине психотерапевты не спешат сообщать об этом в органы.

В этом есть свой плюс – то, что происходит в кабинете на 100% конфиденциально и пациент может максимально доверять специалисту.

А вот, что касается действий по отношению к детям, то в практике наших соотечественников позиция гораздо жестче: после получения информации о нарушении прав детей с родителями проводят серьезную беседу и предупреждают, что сообщат в органы опеки и попечительства, если это повториться . А если ситуация критична, например, насилие ребенка, то сообщают сразу же! Ведь кто как не специалист может защитить того, кто очень нуждается в этом!

21-07-2013Александр Григорьевич Кудинов

Согласно норм уголовного кодекса психолог, как и любой гражданин, НЕ обязан сообщить в правоохранительные органы о готовящемся или совершенном преступлении. Нет никакой уголовной ответственности за НЕ сообщение о готовящемся или совершенном преступлении. единстевенный нюанс – стаття 136.

Ненадання допомоги особі, яка перебуває в небезпечному для життя стані при можливості надати таку допомогу або неповідомлення про такий стан особи належним установам чи особам, якщо це спричинило тяжкі…

Психолог в первую очередь должен оказывать профессиональную помощь, а сообщения о преступлениях – это зависит от ситуации и должно быть согласовано с подопечным.
Главный принцип – НЕ НАВРЕДИ!

22-07-2013Елена Шпундра

Если исключен вариант фантазий, то я лично сообщу в милицию, о том, что мой клиент например педофил. Об этом, кстати, я сообщаю клиентам на первой встрече. Заповедь “не навреди” конечно прекрасна, но я не Бог чтобы решать, а значит и нести ответственность за другого человека. В отношении подростков сложнее, в зависимости от ситуации, нужно подключать либо родителей, либо социальную службу.

Источник: https://upsihologa.com.ua/interview.php?id=101

Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования России (обязательство, профессиональный долг или профессиональное требование)

Имеет ли право психолог разглашать информацию

Последствия общения с психологом имеют большую личностную значимость будь то ребенок или взрослый.

Каким будет вмешательство психолога — развивающим или разрушающим личность клиента — зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности.

Проект этического кодекса был принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 года.

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России.

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога.

Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога.

Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Но всегда ли Этический кодекс может выполнять все указанные функции? Разберем некоторые принципы.

Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.*

4.Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

7.

Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

К сожалению, принцип конфиденциальности часто не соблюдается практикующими психологами в полной мере. Разглашение информации порой и не несет в себе цели нанесения вреда клиенту, но, тем не менее, это происходит.

Часто кажется, что если мы сообщим информацию об «интересном» случае своим друзьям или родственникам, то ничего плохого не произойдет, они ведь его и знать не знают и не встретят никогда ни его самого, ни его родственников. Но имеем ли мы на это право? Нет, не имеем.

Таким образом, подрывается авторитет, не только нас как специалистов, но и психологии в целом. Клиент доверяет нам информацию о своей личной жизни, и мы не имеем права её разглашать кому бы то ни было, а тем более обсуждать это с не профессионалами в этой области.

Есть и другой аспект этой проблемы, когда мы вынуждены сообщать информацию по запросу администрации. Психолог должен уметь преподносить это информацию таким образом, что не на нести вред клиенту.

А каждый ли специалист об этом задумывается? У нас есть запрос, мы провели диагностику, сделали выводы и ответ на запрос готов, а на то чтоб обработать этот ответ, сделать его «безопасным» для клиента, времени нет, да и в администрации вроде бы нормальные взрослые люди, воспользуются информацией в нужном ракурсе. Но мы не можем гарантировать этот нужный ракурс, мы обязаны сделать так, чтоб информация была воспринята и использована на благо клиенту, а не абы как.

ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

У каждого практикующего психолога есть батарея тестов, которые он использует в своей работе для диагностики. Есть рекомендуемые и часто используемые методики, есть менее популярные.

На данный момент все возможных тестов множество, психолог может выбрать себе практически любые и использовать их в своей работе, но может ли он отвечать за их качество, за их соответствие целям и задачам, поставленным в работе? Может ли грамотно психолог, особенно начинающий, определить границы своих возможностей? Работая в школе, нужно уметь использовать многие методики, и использовать их грамотно. Далеко не каждый психолог может признать, что он чего-то не умеет или не знает. Боязнь потерять свой авторитет в глазах администрации или показать свою несостоятельность в какой либо области, зачастую приводят к тому, что нарушается процедура диагностики, делаются ошибочные выводы. Все это неблагоприятно отражается на клиенте, именно его интересы при этом страдают в первую очередь.

ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

( В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие).

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7.

При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

Психолог не должен всю ответственность брать на себя.

Его задача более сложная — постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения — это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.

Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям,

3 В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4 Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

Относиться безоценочно к клиенту очень трудно, так или иначе у нас складывается свое мнение о нем, ещё до начала проведения каких либо мероприятий. Это может нанести вред клиенту.

Опасность заключается в том, что составляя свое мнение о нем, давая ему оценку, мы заранее настраиваем себя на определенный тип реакции с его стороны, мы интерпретируем его поведение, высказывания через призму собственного мнения, благодаря чему информация искажается.

В конфликтных ситуациях психолог обязан руководствоваться интересами ребенка, но данная позиция может вступить в противоречие с позицией администрации учреждения.

Далеко не каждому психологу «хватит духа» противоречить «начальству», а использовать юридическую базу умеют далеко не все, к тому же часто в конфликтных ситуациях, которые переходят на личностный план, юридическая база – не аргумент.

Кроме того, в своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и «соблазнами»:

Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя.

Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью.

  • Соблазн самокрасования на работе возникает тогда, когда психолог использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.

Но, с другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на клиента (не уметь нравиться ему) тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «Производить впечатление» найти такую меру, которая не превратила бы консультацию в театр одного актера и позволила бы максимально проявить себя и консультируемому клиенту.

  • Соблазн следования «методическим модам» возникает тогда, когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии специалист тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них.

Но, с другой стороны, психологи, действительно, не должны отставать от последних новинок. Вероятно, здесь требуется определенная мера.

  • Соблазн работать «вразнос» возникает тогда, когда психолог забывает о своем здоровье и об интересах своих родных и близких.

Например, психолог, чтобы не показаться «черствым», всем раздает свой телефон, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи со своими клиентами, которым, быть может, действительно, больше не с кем общаться.

Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога-практика приводит его самого в психиатрическую больницу. Примечательно, что с синдромом «эмоционального сгорания» психолога одни авторы связывают его самозабвенность в работе, чрезмерное сочувствие, мягкость, другие авторы наоборот, с авторитаризмом и низким уровнем эмпатии.

Рассмотрев некоторые этические принципы и проблемы, с которыми сталкивается психолог, можно сделать вывод о том, чтовыполнение данных положений всецело ложиться на совесть психолога. Проверить, следует ли психолог данным принципам в работе или не следует очень сложно.

Конечно, создается комиссия по регуляции соблюдения Этических норм, но не возможно проследить работу каждого психолога в каждом отдельном взятом учреждении.

Многие клиенты, приходящие к психологу могут и не знать о своих правах (не каждый психолог в силу различных причин сообщает своим клиентам об их правах) и обязанностях самого психолога, некоторые не сообщают о нарушениях психологом этических норм.

Не прописана и мера «наказания» психолога за не соблюдением им Этических норм, не сказано является ли это «преступлением». Возможно, это является следствием того, что последствия нарушения кодекса различны, прогнозировать их заранее сложно, дифференцировать тоже.

Однако может быть как раз вследствие того, что нет «меры наказания» за подобные нарушения, данный кодекс не имеет особой силы для психологов и воспринимается как некие предписания, образец как должно быть. И отношение соответствующее – ну подумаешь, отступил пару раз, ну и ладно, никто и не заметит.

Тем не менее, нарушение Этического кодекса – это нарушение прав личности, ущемление прав личности, за которое специалист должен нести ответственность.

Источник: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22832

Психологи в РФ сами решают, сообщать ли родителям о проблемах детей

Имеет ли право психолог разглашать информацию

https://ria.ru/20120217/568052526.html

Психологи в РФ сами решают, сообщать ли родителям о проблемах детей

Психологи в РФ сами решают, сообщать ли родителям о проблемах детей

“Этический кодекс психологов существует во многих странах. Его значимость настолько высока, что за нарушение правил могут лишить лицензии и практики. В нашей стране профессиональное сообщество до сих пор его не приняло”, – сообщила РИА Новости старший научный сотрудник лаборатории “Медико-психологическая реабилитация” МГППУ Виктория Аршинова.

2012-02-17T12:30

2012-02-17T12:30

2012-02-17T12:30

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/sharing/article/568052526.jpg?4912218131329467450

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2012

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество

“Этический кодекс психологов существует во многих странах. Его значимость настолько высока, что за нарушение правил могут лишить лицензии и практики. В нашей стране профессиональное сообщество до сих пор его не приняло”, – сообщила РИА Новости старший научный сотрудник лаборатории “Медико-психологическая реабилитация” МГППУ Виктория Аршинова.

МОСКВА, 17 фев – РИА Новости.

Психологи в России принимают решение о том, сообщать ли родителям о суицидальных наклонностях их ребенка, исходя из обстоятельств, никакими нормами в РФ это не регулируется, сообщила в пятницу РИА Новости старший научный сотрудник лаборатории “Медико-психологическая реабилитация” Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук Виктория Аршинова.

Всплеск суицидов подростков отмечен в России в последние несколько дней. Только за 16 февраля четыре девочки (12, 13, 14 и 15 лет) совершили самоубийство, одну из них удалось спасти, сейчас она находится в больнице.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов обратился к министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко с просьбой начать в школах работу по профилактике детских суицидов.

Администрация крупнейшей российской социальной сети “ВКонтакте” удаляет группы, посвященные суициду, со страниц сайта.

Этический кодекс психологов существует во многих странах. Его значимость настолько высока, что за нарушение правил могут лишить лицензии и практики. В нашей стране профессиональное сообщество до сих пор его не приняло. У нас придерживаются собственных этических взглядов и поступают так, как душа велит и обстоятельства требуют, – сказала Аршинова.

По ее словам, психолог должен не только оказать помощь ребенку, но и параллельно попытаться решить проблему, обратившись к родственникам или учителям. “Это не значит, что нужно рассказывать родственникам, что подросток обратился за помощью и у него такие-то проблемы. Речь о том, чтобы проблема, которую заявил ребенок, решалась”, – отметила она.

Эксперт отметила, что в 80% случаев подростков на самоубийство толкает жестокое обращение в семье либо психологическое насилие. Психолог самостоятельно или с представителями соцзащиты может поговорить со взрослыми, которые допускают такое отношение к ребенку, и попытаться решить проблему.

“Можно придти к родителям и сказать, что мы замечаем, что ваш ребенок выглядит плохо и чувствует себя подавленным. Возможно, вы себя как-то неправильно ведете. То есть задача специалистов – расследовать это. И попытаться разрешить ту ситуацию, которая привела ребенка к психологам, не нарушая конфиденциальности”, – сказала Аршинова.

Источник: https://ria.ru/20120217/568052526.html

Тайна психолога о клиенте: истории из практики

Имеет ли право психолог разглашать информацию

Все что вы скажете, будет использовано против вас! Это, конечно, не о работе психолога.

Человек, находясь в стадии «все достало, хочу перемен», приходит к психологу в надежде на профессиональную помощь и полную анонимность.

В этой статье расскажу о том, как соблюдается этот принцип в России и в каких случаях допустимо нарушение. Поделюсь опытом работы в экстренной службе и напишу, как там этот принцип работает.

Законодательное регулирование неразглашения информации

Информация, полученная о клиенте не подлежит распространению и является конфиденциальной, – так написано в Этическом кодексе психолога, принятом в 2012 году Российским психологическим обществом.

Примечание! Этический кодекс психолога

Если клиент проходил диагностическое обследование, то данные об этом хранятся в закодированном варианте (без указания имен и фамилий).  На психологическую практику также распространяется закон о персональных данных, который юридически подкрепляет ответственность за разглашение информации.

Примечание! Федеральный закон «О персональных данных»

Разглашение информации: когда допустимо

Как и в любом правиле есть исключения, по которым психолог имеет право на разглашение информации, не неся за это правовой ответственности.

Например:

  1. Если над клиентом совершается домашнее насилие (физическое, или сексуальное), то психологу необходимо сообщить об этом в правоохранительные органы (вне зависимости от пола и возраста клиента).
  2. В случае обращения ребенка к психологу, принцип анонимности не распространяется на угрозу суицида, прием наркотиков и алкоголя.
  3. Когда клиенту необходимо лечение в психиатрической клинике.  Психолог может проговорить с лечащим врачом.

В этих случаях допускается несоблюдение принципа конфиденциальности в интересах безопасности клиента. Есть закон об оставлении лица в опасности, если ситуация клиента представляет угрозу для жизни и здоровья.

Важно! Психолог имеет право отступить от принципа конфиденциальности, даже если клиент с этим не согласен.

Возможно разглашать особенности терапии с добровольного согласия человека, пришедшего на прием к психологу, в таких случаях:

  • обсуждения жизненной ситуации клиента на супервизии (работа с более опытным коллегой для повышения качества терапии);
  • во время интервизии (обсуждение клиентского случая в среде коллег для оптимизации процесса);
  • в научных и практических исследованиях;
  • при описании клиентских случаев в рекламных или профессиональных целях.

Во всех перечисленных случаях сохраняется тайна фамилии, имени и изменения деталей случая, чтобы не было возможности узнать конкретного человека.

В случае нарушений психологом правил связанных с конфиденциальностью, психолог несет ответственность по законам РФ, в частности ФЗ «О персональных данных». Договор о правилах терапии и конфиденциальности может быть заключен в устной форме до начала процесса психотерапии или в письменном виде с подписью обоих сторон.

Когда психолог обязан передать информацию

Встречается ряд случаев, когда психолог обязан передать информацию о преступлениях в соответствующие органы для проверки сведений. Это случаи совершения клиентом преступлений:

  • подготовка и участие в террористических актах;
  • захват заложников;
  • угон транспорта с целью совершения преступления;
  • покупка и незаконное хранение оружия, химических и наркотических веществ,
  • совершение убийств, изнасилований, разбойных нападений и причинений тяжкого вреда здоровью человека.

В случае если психолог не сообщил информацию, для него наступает ответственность по статье УК РФ 205.6 (недонесение о преступлениях). Закон не распространяется на священнослужителей и на данные, полученные во время исповеди и адвоката подзащитного.

Про психологов и терапию в данном законе упоминаний нет.

Случаи из практики психолога

В своей практике несколько раз сталкивалась со случаями, когда необходимо было разгласить часть информации, полученной о клиенте.

История первая. Работая психологом на телефоне 112, в обязанности входило оказание экстренной психологической помощи жителям края.

Однажды на телефон позвонил мужчина, в процессе разговора я понимала, что он психически нездоров и находится в состоянии алкогольного опьянения, которое усугубляет проявление болезни. Он сообщает, что сегодня выпивал с другом, после чего ударил его топором.

По завершении разговора, я связалась с диспетчерами службы спасения для уточнения информации. Выяснилось, что друг действительно был в гостях, они правда вместе выпивали, но при этом никто не пострадал.

История вторая. Мужчина обратился за помощью с суицидальными намерениями, с его слов он находился в сарае с ружьем и хотел выстрелить себе в голову. У нас состоялся длительный разговор о его жизни.

И в середине рассказа он говорит, что два дня назад в драке защищая брата, ударил парня, после чего тот умер. Суицидальные намерения мы проработали, к нему приехала скорая помощь.

После попыток или намерений совершить самоубийство приезжают медицинские работники, чтобы удостовериться в физическом благополучии обратившегося и при необходимости оказать помощь.  После этого звонком в правоохранительные органы сообщаю информацию о предполагаемом убийстве.

Оказалось, мужчина находится в ссоре с женой и накануне нашего разговора сам пришёл в полицию с повинной. На самом деле драки не было, желание сесть за решетку – это способ привлечь внимание жены.

За 5 лет работы в экстренной службе у меня было несколько таких историй. В частной практике такие ситуации встречаются реже, возможно, это связано с тем, что вживую или по скайпу не каждый решиться рассказать о таких тайнах.

Источник: https://psy-info.ru/all/tajna-psihologa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.